РУС БЕЛ ENG

Областной исследовательский проект «Создание и развитие школьной STEM-лаборатории

 image.png

Цель инновационной деятельности:

- создание условий для повышения качества образования, развития учащихся и подготовки нового поколения специалистов в области науки и техники.

 

Задачи инновационной деятельности:

1. Подготовить и обучить квалифицированных преподавателей, способных проводить увлекательные и интерактивные занятия в STEM-лаборатории.2. Приобрести и  обновить современное оборудование, инструменты и материалы для проведения экспериментов и проектов в рамках STEM-лаборатории.3. Разработать и внедрить инновационные образовательные программы и методики, направленных на стимулирование интереса учащихся к науке, технологиям, инженерии и математике.

4. Организовать и провести различные мероприятия, конкурсы и проекты, направленные на продвижение STEM-образования и привлечение школьников к участию в проектной и исследовательской деятельности.5. Установить партнерские отношения с вузами, научно-исследовательскими центрами и компаниями, для обмена опытом, проведения совместных проектов и стажировок для учащихся.

6. Оценить эффективность деятельности STEM-лаборатории, собрать обратную связь от учащихся, преподавателей и родителей для постоянного улучшения, и совершенствования образовательного процесса.

Сроки проведения инновационной деятельности

2025 – 2027 гг.

Программа инновационной деятельности

 

Подготовительный этап (май – август 2024 г.) направлен на оценку готовности учреждения образования к созданию школьной STEM-лаборатории.

Основной этап (сентябрь 2024 г. – май 2027 г.) создание и развитие школьной STEM-лаборатории.

Заключительный этап (июнь – август 2027 г.) предполагает обобщение и систематизацию результатов внедрения.

 

Ожидаемые результаты

Успешная реализация исследовательского проекта по созданию и развитию школьной STEM-лаборатории приведет к улучшению качества образования, развитию ключевых навыков учащихся, укреплению партнерских отношений и повышению престижа учебного заведения.

Промежуточные результаты

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых

Общие сведения.

В 2024/2025 учебном году на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 22 г.п. Болбасово имени С.И. Грицевца» (далее – учреждение) началась реализация исследовательского проекта «Создание и развитие школьной STEM-лаборатории» под руководством директора Казанцевой Валентины Ивановны. Сроки реализации исследовательского проекта: 2024 – 2027 годы.

Консультантом проекта является: Кондратович Александр Борисович, методист центра сопровождения работы с детьми, достигшими высоких показателей в учебной и общественной деятельности Витебского областного института развития образования.

Цель проекта: создание условий для повышения качества образования, развития учащихся и подготовки нового поколения специалистов в области науки и техники.

На основе анализа общей цели проекта были поставлены следующие задачи:

подготовить и обучить квалифицированных преподавателей, способных проводить увлекательные и интерактивные занятия в STEM-лаборатории;

приобрести и  обновить современное оборудование, инструменты и материалы для проведения экспериментов и проектов в рамках STEM-лаборатории;

разработать и внедрить инновационные образовательные программы и методики, направленных на стимулирование интереса учащихся к науке, технологиям, инженерии и математике;

организовать и провести различные мероприятия, конкурсы и проекты, направленные на продвижение STEM-образования и привлечение школьников к участию в проектной и исследовательской деятельности;

установить партнерские отношения с вузами, научно-исследовательскими центрами и компаниями, для обмена опытом, проведения совместных проектов и стажировок для учащихся;

оценить эффективность деятельности STEM-лаборатории, собрать обратную связь от учащихся, преподавателей и родителей для постоянного улучшения, и совершенствования образовательного процесса.

Этапы реализация проекта:

Подготовительный этап (май – август 2024 г.) направлен на оценку готовности учреждения образования к созданию школьной STEM-лаборатории.

Основной этап (сентябрь 2024 г. – май 2027 г.) создание и развитие школьной STEM-лаборатории.

Заключительный этап (июнь – август 2027 г.) предполагает обобщение и систематизацию результатов внедрения.

Инновационная деятельность в учреждении организуется и осуществляется в соответствии с нормативными документами:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (п.4 статья 97);

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 № 251 «Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования» (п.26);

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2024 № 345 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году»;

приказ главного управления по образованию Витебского облисполкома от 30.08.2024 № 452 «О порядке осуществления экспериментальной, инновационной и исследовательской деятельности в учреждениях образования Витебской области в 2024/2025 учебном году»;

приказ управления по образованию Оршанского районного исполнительного комитета от 30.08.2024 № 312 «О порядке осуществления экспериментальной, инновационной и исследовательской деятельности в учреждениях образования г. Орши и Оршанского района в 2024/2025 учебном году»;

приказ государственного учреждения образования «Средняя школа №22 г.п. Болбасово имени С.И. Грицевца» от 30.08.2024 № 257 «О порядке осуществления экспериментальной, инновационной и исследовательской деятельности в 2024/2025 учебном году».

Введение.

Актуальность деятельности по теме «Создание и развитие школьной STEM-лаборатории» неоспорима в современном образовании. В современном мире происходит стремительное развитие технологий, науки и инженерии, что требует от образовательной системы постоянного обновления и совершенствования. Школьная STEM-лаборатория представляет собой инновационное пространство, где учащиеся могут осваивать новые знания и навыки, проводить эксперименты, решать сложные задачи и развивать креативное мышление.

Создание и развитие школьной STEM-лаборатории позволит подготовить учащихся к будущей профессиональной деятельности в сфере науки, технологий, инженерии и математики. Учащиеся смогут познакомиться с современными технологиями, научиться работать с инновационным оборудованием, развить навыки командной работы и применить полученные знания на практике.

Помимо этого, школьная STEM-лаборатория способствует развитию у учащихся интереса к науке и технологиям, мотивирует их к самостоятельному исследовательскому труду, помогает раскрыть их творческий потенциал.

Школьная STEM-лаборатория способствует развитию ключевых навыков учащихся, таких как критическое мышление, решение проблем, коммуникация и сотрудничество. Участие в инновационной деятельности в рамках лаборатории помогает учащимся развить свою творческую индивидуальность, научиться принимать нестандартные решения и видеть возможности там, где другие видят препятствия.

Создание и развитие школьной STEM-лаборатории также способствует повышению общего уровня образования в школах, стимулирует педагогов к развитию инновационных методов обучения и обогащению учебного процесса. Внедрение STEM-образования в школы поможет подготовить учащихся к профессиональной деятельности, ориентированной на будущие технологические вызовы и потребности рынка труда.

Реализация проекта осуществляется по следующей модели:

развитие педагогического потенциала. Обучение преподавателей и наставников в области STEM-образования, проведение мастер-классов, семинаров и тренингов по методикам работы в лаборатории;

создание образовательных программ. Разработка учебных планов, программ и курсов, адаптированных к работе в STEM-лаборатории, с учетом современных технологий и методов обучения;

планирование учебного процесса. Организация расписания занятий, разработка методических материалов, подготовка необходимых ресурсов и материалов для проведения уроков и экспериментов;

обеспечение современным оборудованием. Приобретение и обновление оборудования, инструментов и материалов для проведения практических занятий, и экспериментов в лаборатории;

организация учебного процесса. Проведение увлекательных и интерактивных занятий, экспериментов, проектов и мероприятий, направленных на развитие навыков учащихся в области науки, технологии, инженерии и математики;

оценка и анализ результатов. Проведение оценки эффективности обучения, сбор обратной связи от учащихся, преподавателей и родителей, анализ результатов и внесение корректировок в учебный процесс;

партнерство и сотрудничество. Установление партнерских отношений с вузами, научными организациями, компаниями и другими учреждениями для обмена опытом, проведения совместных мероприятий и проектов, а также обеспечения доступа к дополнительным ресурсам и возможностям для учащихся.

Внедрение модели основывается на различных теориях и разработках в области образования, науки, технологий и инженерии.

Теория конструктивизма. Согласно этой теории, учащиеся активно строят свои знания, основываясь на собственном опыте и взаимодействии с окружающим миром. В STEM-лаборатории учащиеся имеют возможность участвовать в практических экспериментах и проектах, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления.

Метод проектного обучения. Этот метод активного обучения позволяет учащимся самостоятельно исследовать тему, решать проблемы и создавать продукты или решения. В STEM-лаборатории учащиеся могут работать над проектами, связанными с реальными проблемами и вызовами в области науки и технологий.

Принципы дизайна обучения. Этот подход к обучению учитывает потребности и особенности каждого учащегося, создавая индивидуализированные образовательные пути. В STEM-лаборатории можно использовать различные методики и технологии, чтобы адаптировать обучение к потребностям и интересам учащихся.

Инновационные технологии. Использование современных технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, робототехника, 3D-печать и другие, позволяет создать увлекательные и интерактивные занятия в STEM-лаборатории. Эти технологии могут стимулировать учащихся к изучению STEM-дисциплин и развитию своих навыков.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении.

В учреждении создан эффективный механизм управления инновационным проектом. В состав управленческой команды входят: директор учреждения, Казанцева В.И. (первая квалификационная категория); заместитель директора по учебной работе, Романова М.П. (высшая квалификационная категория), заместитель директора по воспитательной работе Латыпова Н.И. (высшая квалификационная категория).

В ходе инновационного процесса в учреждении налажена система контроля – процесса получения обратной связи о том, что происходит в управляемой системе, проверки и сопоставления фактических результатов с запланированными. В процессе контроля применялись следующие методы: наблюдения, анкетирования, беседа, проверка документации. Наиболее эффективными оказались такие формы контроля как: взаимоконтроль (педагоги осуществляли наблюдение за деятельностью друг друга); самоконтроль (контроль за своей деятельностью осуществляют сами педагоги); контроль административный (осуществляла администрация учреждения). Также в ходе реализации проекта осуществлялась оценка деятельности педагогов через анализ факультативных занятий, участие в методических мероприятиях, анализ воспитательных мероприятий.

Разработана и функционирует структурно-функциональная модель управления учреждением в исследовательском режиме. Система управления основана на принципах командного единства, демократичности, коллегиальности.

Деятельность педагогов в ходе инновационного проекта организована в соответствии с нормативными актами. Определены участники проекта и их функциональные обязанности. Определение функциональных обязанностей для каждого педагога дало знание того, какие действия от него ожидают, по каким критериям будут оценивать результаты его труда.

В учреждении создана эффективная система планирования, организации, мотивации и контроля. Планирование осуществляется на основе принципов аналитичности и системности.

Эффективность условий реализации исследовательского проекта.

 

На подготовительном этапе реализации проекта  оценена готовность учреждения к созданию школьной  STEM-лаборатории, имеющихся для этого ресурсов и условий, определены цели и задачи реализации проекта, разработана концепция реализации проекта, сформированы рабочие группы педагогов.

Сформирована команда из числа педагогических работников, непосредственно осуществляющих программу исследовательской деятельности, в составе 11 работников учреждения: 9/82% с высшим образованием, 3/27% имеет среднее-специальное образование, 9/82% с высшей и первой квалификационными категориями, 3/27% без категории, 5/45% являются сертифицированными пользователями информационных технологий в образовании (приложение 1). Анализ диагностики педагогического коллектива позволил сделать вывод о том, что для качественной реализации проекта на практическом этапе в учреждении имеется достаточный кадровый потенциал, достаточный уровень сформированности организационных и исследовательских умений, мотивация педагогов.

На организационно-подготовительном этапе (май 2024 – август 2024 года) в учреждении разработана следующая программно-планирующая документация: программа исследовательской деятельности на 2024/2027 учебные годы, календарный план инновационной деятельности на 2024/2025 учебный год; программа методического сопровождения исследовательского проекта на 2024/2025 учебный год.

Ознакомление будущих участников с содержанием творческого (исследовательского) проекта было осуществлено на педагогическом совете в августе 2024 года (протокол от 30.08.2024 №1).

Создана творческая группа в составе шести педагогов I, II ступеней общего среднего образования: Вяткина О.А., Береснева С.М., Троцкая П.С., Пивоварчик Н.А.,  Курек А.О., Макавцова А.И.

С педагогическими работниками был проведен инструктаж по проектной деятельности в августе 2024 года. Инструктивно-методическое совещание, на котором изучены нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность в учреждении.

На общешкольном родительском собрании (протокол от 18.11.2024 № 1) проведена информационно-разъяснительная работа с родителями (законными представителями) учащихся на родительском собрании, имеются заявления от родителей (законных представителей) учащихся на участие их детей в инновационном проекте.

Сформирован коллектив участников проектной деятельности среди учащихся, определены классы, которые составили базу. Организована работа по набору групп учащихся I ступени общего среднего образования на факультативные занятия: 61/64% учащийся (приложение 2).

Для учащихся I-IV классов организована работа факультатива «Зеленые школы»– лаборатория экологических исследований, в I классе организована работа факультативных занятий «Лаборатория открытий»– лаборатория химии и биологии, для III класса – «Программирование в среде Minecraft»– лаборатория цифровых технологий.

При реализации факультативных занятий «Зеленые школы» используются учебная программа, методическое обеспечение образовательного проекта «Зленые школы» Республиканского центра экологии и краеведения.

В I классе для проведения факультативных занятий используют учебную программу, учебно-методический комплекс, разработанный в Парке высоких технологий. Для подготовки педагогов к проведению занятий разработан полный комплект информационно-методических и наглядных материалов (приложение 3).

STEM- лаборатория в учреждении организована за счет работы следующих направлений: естественные науки (химия, биология), технические науки (программирование, информатика), интеграция предметов                                          (кроссдисциплинарные проекты, комбинирующие несколько направлений).

В учреждении созданы условия для успешной реализации исследовательского проекта: функционируют два кабинета информатики, имеется безлимитный доступ к сети Интернет, функционирует электронная почта, сайт учреждения. Всего в учреждении образования 22 компьютера. Из них в образовательном процессе используется 84%. Имеется 10 ЖК-телевизоров, мультиборд, множительная техника, медиатека с различными обучающими программами и электронными средствами обучения.

Деятельность библиотеки осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность библиотек в учреждениях образования. В библиотеке имеется абонемент, совмещённый с ним читальный зал на 14 посадочных мест. Книжный фонд библиотеки 22 361 экземпляр, в том числе основной фонд 13 556 экземпляров, фонд учебников 8 805 экземпляров. Имеется библиотечка научно-познавательной литературы, рекомендованной Министерством образования, аудио- и видеотека.

Взаимодействие с консультантом проекта Кондратовичем А.Б. осуществляется через рабочие совещания  и интерактивную доску областного исследовательского проекта (https://padlet.com/irovit/stem-2024-2027-sazuajculhyy ) что позволяет обеспечить реализацию инновационного проекта на научной концептуальной основе.

Необходимым условием реализации исследовательского проекта является психологическое сопровождение, которое включает проведение мониторинговых исследований по определению эффективности инновационной деятельности, исследование морально-психологического климата участников инновационного проекта образовательного процесса.

Педагогом-психологом Кушаевой Е.Д. собран пакет диагностических методик для изучения личностных качеств учащихся, развитие которых прогнозируется в ходе инновационной деятельности. Проведена диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности, первичная диагностика учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение и мониторинг результативности инновационного проекта для учащихся учреждения осуществлялись с помощью методики диагностики учебной мотивации М.В. Матюхиной.

Для диагностики педагогов и родителей (законных представителей) использовался следующий диагностический инструментарий:

анкета для педагогов «Оценка готовности педагогов к участию в инновационной деятельности» (на начало реализации проекта);

анкета для родителей «Удовлетворенность инновационной деятельностью» (на конец каждого учебного года и на конец реализации проекта);

анкета для родителей «Актуальность инновационного проекта в школе» (на начало реализации проекта);

анкета для педагогов и родителей по выявлению изменений в поведении и самосознании учащихся, участвующих в реализации инновационного проекта (на конец каждого учебного года и на конец реализации проекта).

Результаты диагностических исследований учащихся показали, что  наиболее выраженными являются учебно-познавательные мотивы 32/52%, мотивы достижения успеха выбрали 36/50%. Меньше значимости получили мотивы самореализации 23/38% и престижа 21/35% (приложение 4). Важно отметить, что большинство учащихся ценят как содержание, так и процесс обучения, что свидетельствует о высоком уровне учебной мотивации в целом.

Результаты диагностики педагогов.

В диагностическом исследовании приняли участие 7 педагогов. Для диагностики использовалась анкета «Оценка готовности педагогов к участию в инновационной деятельности» (приложение 5). По результатам диагностики: высокий уровень готовности к участию в инновационной деятельности показали 5/71% педагогов. Педагогов с низким уровнем готовности не выявлено. Результаты опроса педагогов во II полугодии: 7/ 100% педагогов отметили положительные изменения в самосознании, поведении участников проекта.

Результаты диагностики родителей (законных представителей).

В анкетировании принял участие 25 родителей (законных представителей). Для диагностики использовалась анкета «Значимость инновационной деятельности в школе» (приложение 6). По мнению анкетируемых, содержание проекта актуально для учащихся, о чем заявили 24/96% опрошенных родителей. Главной целью проекта 22/88% родителя назвали развитие личности ребенка, 2/8% человек –развитие личностных качеств ребенка, 1/4% человек – формирование моральных норм поведения. Наиболее сензитивный возраст для формирования положительных качеств личности 23/92% родителей считают младший школьный возраст. В качестве результатов участия в исследовательском проекте ожидают получить: формирование моральных качеств личности ребенка  – 1/4%; привлечение ребенка к участию в проектной и исследовательской деятельности– 2/8%; расширение знаний ребенка об использовании информационных технологий–11/44%; получение новых знания об окружающем его мире, развитии личности – 10/40%.

По результатам опроса родителей во II полугодии установлено, что 24/ 96% родителей удовлетворены инновационной деятельностью; затруднились ответить 1 родитель 4%; родителей, неудовлетворенных инновационной деятельностью, не выявлено. 22/88% родителя видят положительные изменения в поведении и самосознании своих детей; 1 /4% родителя изменений в поведении и самосознании своих несовершеннолетних детей не заметили.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта.

Реализация инновационного проекта осуществляется в соответствии с календарным планом инновационной деятельности на 2024/2025 учебный год.

С целью создания условий для повышения качества образования, развития учащихся и подготовки нового поколения специалистов в области науки и техники педагогами учреждения использовались следующие формы и методы работы:

участие педагогов творческой группы в методической работе (педагогический совет, методические объединения классных руководителей, общешкольные родительские собрания, открытые занятия);

организация работы педагогов с прессой;

расширение спектра дополнительных образовательных услуг через реализацию факультативных занятий;

обмен опытом через проведение совместных семинаров, мастер-классов:

26.03.2025 Районный мастер-класс «Игровые методы в проектной деятельности» (Курек А.О.);

23.04.2025 Районный мастер-класс «Лучшие идеи для организации проектной деятельности обучающихся» (Курек А.О.);

20.05.2025 Районный мастер-класс «Использование бизнес-плана как вид проектной деятельности для повышения мотивации и обучения» (Курек А.О.);

Курсы повышения квалификации педагогов в Витебском областном институте развития образования «Визуализация учебного материала как средство повышения качества образования» (Макавцова А.И.);

Курсы повышения квалификации педагогов в Витебском областном институте развития образования «Визуализация образовательного контента» (Макавцова А.И.).

Макавцова А.И.  стала участникам итогового мероприятия педагогических клубов и сетевых сообществ Витебской области «Кванториума ВОИРО».

Педагоги повышают свою квалификацию в данном направлении через различные формы обучения и повышения профессионального уровня:

29.10.2024 Обучающие курсы для учителей-предметников «STEM-занятия как вид проектно-исследовательской деятельности» (Курек А.О.);

27.11.2024 Обучающие курсы «Информационно-коммуникационные технологии в реализации современного STEM-образования» (Макавцова А.И.);

27.11.2024 Вебинар «Информационно-коммуникационные технологии в реализации современного STEM-образования» (Курек А.О.);

05.12.2024 Семинар «Результаты и результативность реализации инновационного проекта» (Курек А.О.);

10.12.2024 Тематический семинар «Создание и использование цифрового образовательного пространства»  (Макавцова А.И.);

11.02.2025 Тематический семинар «Проектная и кейс-технологии в образовании как фактор формирования функциональной грамотности» (Макавцова А.И.);

03.04.2025 Тематический семинар «Исследовательская деятельность учителя и учащихся: сущность, организация, выполнение» (Макавцова А.И.);

08.04.2025 Мастер-классе для учителей I ступени общего среднего образования «Реализация STEM-проектов в урочной и неурочной деятельности на I ступени общего среднего образования, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся» (Вяткина О.А.).

С целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса педагоги используют формы и методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.  

Организуя деятельность факультативных занятий педагоги Вяткина О.А., Береснева С.М., Троцкая П.С., Пивоварчик Н.А.,  Курек А.О., Макавцова А.И. используют разнообразные формы и методы подачи материала. У данных педагогов преобладает проектный подход обучения, учащиеся работают в группах над реальными задачами.

На факультативных занятиях Курек А.О. «Лаборатория открытий» учащиеся проводят безопасные химические эксперименты с использованием доступных веществ, изучают микробиологию через анализ растений, воды, почвы и т.п.

Учащиеся I-IV классов на факультативах «Зеленые школы» изучают локальные экологические системы, создают проекты по экономии и бережливости ресурсов.

Программирование в среде Minecraft в III классе позволяет учащимся разрабатывать простые программы, создавать интерактивные игры (приложение 7).

Проведена определенная работа по внедрению инновационного проекта через экскурсионную деятельность (приложение 8):

22.10.2024 экскурсия на «Оршанский ОМЗ «Металлист»;

14.10.2024 посещение завода «Белаз» в городе Жодино;

18.03 2025 посещение предприятие ЗАО «Свитанок»;

27.03.2025 посещение офиса компании «МиСофт».

На учебных занятиях неразрывная связь с факультативными занятиями исследовательского проекта реализуется через активное использование методов:  эвристическая беседа, дискуссия, просмотр фильмов, учебные игры, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, опыты, создание моделей, создание проектов, эксперименты.

Проведение факультативных занятий сопряжено с подготовкой и проведением воспитательных мероприятий: соревнований, проектов, праздников, конкурсов, квизов и др. закреплению полученных знаний содействует общение с людьми различных профессий. Учащиеся I ступени общего среднего образования участвовали в конкурсе мини-проектов «Чистая вода»; учащимися II класса проведена акция «Все вЫключено». Организован круглый стол в IV классе  «Экологический дозор» (приложение 9).

Вовлечения законных представителей в инновационную деятельность через участие в совместных мероприятиях, праздниках, экскурсиях. В течении учебного года проведены родительские собрания «Предрасположенности моего ребенка», «Современные профессии», «Умный дом».

Педагогами исследовательского проекта создаются условия для повышения качества образования, развития учащихся и подготовке нового поколения специалистов в области науки и техники.

Результаты исследовательской деятельности.

В ходе реализации проекта учащиеся  продемонстрировать свои знания, умения и творческий потенциал на различных уровнях, что подтверждает эффективность созданной лабораторной базы и систем работы педагогов.

Районный этап республиканского конкурса опытнических и исследовательских работ «Юный натуралист» диплом I степени;

Областной этап республиканский конкурс опытнических и исследовательских работ «Юный натуралист» диплом II степени;

Республиканская конференция учащихся «Первый шаг в науку» сертификат;

Районный этап областного конкурса исследовательских биолого-экологических работ учащихся младшего и среднего школьного возраста «Путь в науку начинается сегодня» диплом III степени;

Участие в областном конкурс исследовательских работ «Вернисаж»;

Республиканский молодежный медиафестиваль «Голоса молодых за устойчивое развитие-2025» сертификат лауреата;

Республиканский конкурс проектов «Энергомарафон» диплом I степени.

В ходе реализации исследовательского проекта в 2024/2025 учебном году:

повышен уровень квалификации преподавателей, способных проводить увлекательные и интерактивные занятия в STEM-лаборатории;

обновлено современное оборудование, инструменты и материалы для проведения экспериментов и проектов в рамках STEM-лаборатории;

продолжается внедрение инновационных образовательных программ и методик, направленных на стимулирование интереса учащихся к науке, технологиям, инженерии и математике.

организованы и проведены различные мероприятия, конкурсы и проекты, направленные на продвижение STEM-образования и привлечение школьников к участию в проектной и исследовательской деятельности;

установлено взаимодействие с Парком высоких технологий, для обмена опытом, проведения совместных проектов и экскурсий для учащихся;

оценена эффективность деятельности STEM-лаборатории, собрана обратная связь от учащихся, преподавателей и родителей для постоянного улучшения, и совершенствования образовательного процесса.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта.

Оценкой эффективности инновационного проекта является обеспечение информации о ходе реализации проекта на сайте учреждения образования, сайтах профессионального сообщества в СМИ, научно-методических журналах.

Мероприятия в рамках инновационного проекта размещались на сайте учреждения образования. Учителями создана методическая копилка мероприятий школьной STEM-лаборатории.

Педагоги делятся опытом своей работы в педагогической печати:

Макавцова А.И., «Идеи использования искусственного интеллекта в работе современного педагога», сборник материалов научно-методического семинара «Такие разные уроки»;

Вяткина О.А., интеллектуальная игра «Моўныя скарбы роднага краю», сайт научно-методического журнала «Пачатковае навучанне», март 2025.

Заключение.

Государственное учреждение образования «Средняя школа                        № 22 г.п. Болбасово имени С.И. Грицевца» работает в исследовательском режиме, цель, задачи, тактика исследовательской деятельности продуманы верно. Необходимо отметить повышение исследовательской компетенции педагогов, заинтересованность учащихся. Программа и план реализации исследовательского проекта на 2024/2025 учебный год в целом выполнены.

Вместе с тем, в ходе реализации инновационного проекта были выявлены следующие недостатки:

1.                     отсутствие учащихся II и III ступеней общего среднего образования в участии исследовательского проекта;

2.                     недостаточная интеграция с внешними партнерами, взаимодействие с вузами, научными центрами и компаниями;

3.                     низкая активность и вовлеченность родителей (законных представителей) в деятельность исследовательского проекта;

4.                     недостаточное участие педагогов в научно-практических конференциях.

Рекомендации:

1. Заместителю директора по учебной работе Мырзе А.В.:

1.1. обеспечить участие в 2025/2026 учебном году учащихся II и III ступеней общего среднего образования в исследовательском проекте;

1.2. организовать открытие факультативных занятий «Биологические знания в жизни человека».

Срок исполнения: сентябрь 2025 года

2. Учителям Вяткиной О.А., Бересневой С.М., Троцкой  П.С.,    Пивоварчик Н.А.,  Курек А.О., Макавцовой А.И.:

2.1. огранизовать очные, заочные, дистанционные участия в научно-практических конференциях по теме исследовательского проекта;

2.2. повысить интеграцию с внешними партнерами, взаимодействие с вузами, научными центрами и компаниями.

Срок исполнения: 2025/2026 учебный год

3. Классным руководителям продолжить приобщение родительской общественности к участию в реализации исследовательского проекта через вовлечение в деятельность классного коллектива.

Срок исполнения: 2025/2026 учебный год

 

 

Заместитель директора по учебной работе                             М.П. Романова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

Приложение 1

 

Участники исследовательского проекта

 

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Образование

 

Стаж работы

Квалификационная категория

1.      

Казанцева

Валентина

Ивановна

Директор

Высшее

8

Первая

2.      

Романова Мария

Петровна

Заместитель директора по учебной работе

Высшее

 

1

Высшая

3.      

Латыпова

Наталья

Ивановна

Заместитель директора по воспитательной работе

Высшее

 

3

Высшая

4.      

Кушаева

Екатерина

Дмитриевна

Педагог-психолог

Высшее

1

Без категории

5.      

Языкова

Анна

Юрьевна

Библиотекарь

Среднее специальное

 

3

Без категории

6.      

Береснева

Светлана

Михайловна

Учитель начальных

классов

Высшее

 

30

Первая

7.      

Вяткина

Олеся

Александровна

Учитель

начальных

классов

Высшее

 

15

Первая

8.      

Пивоварчик

Наталья

Анатольевна

Учитель начальных

классов

Высшее

 

31

Первая

9.      

Троцкая

Полина

Сергеевна

Учитель начальных

классов

Среднее специальное

 

1

Без категории

10.  

Макавцова

Анастасия

Ивановна

Учитель информатики

Высшее

 

12

Высшая

11.  

Курек

Анна

Олеговна

Учитель химии

Высшее

 

9

Первая

 

Приложение 2

 

Участники исследовательского проекта среди учащихся

 

Класс

Количество участников

Название

факультатива

Направления

STEM-лаборатории

1

23

Лаборатория

открытий

 

Естественные науки (химия, биология)

21

Зеленые школы

Экологические исследования

2

16

Зеленые школы

3

11

Зеленые школы

11

Зеленые школы

4

6

Программирование в среде Minecraft

Технические науки (программирование, информатика)

Всего

     65/68%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Пособия и методические материалы, используемые в реализации инновационной деятельности в государственном учреждении образования

 

  1. Кузнецова, А. Н. "STEM-образование в школе: методическое пособие для учителей". Издательство "Просвещение", 2018 г.
  2. Черноглазова, М. "Школьная STEM-лаборатория: практическое руководство по созданию и развитию". Издательство "Питер", 2020 г.
  3. Лебедева, Е. "STEM-образование: новые возможности для школы". Издательство "Московский учебник", 2019 г.
  4. Попова, И. "Инновационные технологии в образовании: создание и развитие школьной STEM-лаборатории". Издательство "Дрофа", 2017 г.
  5. Глушкова, Н. "Проектная деятельность в школьной STEM-лаборатории". Издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Результаты диагностики учебной мотивации

участников инновационного проекта

 

Мотивы

Суждения

Результаты

диагностики

Мотивы долга

и ответственности

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

27/45%

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

Мотивы самоопределения и самосовершенствования

 

Хочу окончить школу и учиться дальше.

23/38%

Хочу быть культурным и развитым человеком.

Мотивы благополучия

 

Хочу получать хорошие отметки.

36/50%

Хочу получать одобрение учителей и родителей.

Мотивы аффилиации

 

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

24/40%

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

Мотивы престижа

 

Хочу быть лучшим учеником в классе.

21/35%

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

Мотивы избегания неудачи

 

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

30/48%

Не хочу получать плохие отметки.

Учебно-познавательные мотивы

Люблю узнавать новое.

32/52%

Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

 

 

 

 

Приложение 5

 

Результаты диагностики педагогов

на предмет готовности к инновационной деятельности

 

Ф.И.О.

педагога

Уровень готовности педагога к инновационной деятельности (октябрь 2024)

Языкова

Анна

Юрьевна

Средний

Береснева

Светлана

Михайловна

Высокий

Вяткина

Олеся

Александровна

Высокий

Пивоварчик

Наталья

Анатольевна

Высокий

Троцкая

Полина

Сергеевна

Средний

Макавцова

Анастасия

Ивановна

Высокий

Курек

Анна

Олеговна

Высокий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Результаты анкетирования законных представителей учащихся «Значимость инновационной деятельности в школе»

 

Вопросы анкеты

Результаты анкетирования

Знаете ли Вы, в реализации какого проекта участвует Ваш ребенок, информированы ли о содержании данного проекта?

Знаю – 22/88%

Точно не знаю – 0

Затрудняюсь ответить – 3/12%

Считаете ли Вы, что содержание проекта актуально для учащихся?

Актуально – 23/92%

Не актуально – 0

Затрудняюсь ответить – 2/8%

Как Вы считаете, что является главной целью инновационного проекта, в котором участвует Ваш ребенок?

Развитие личности ребенка – 22/88%

Развитие личностных качеств ребенка – 2/8%

Формирование моральных норм поведения – 1/4%

Как вы считаете, в каком возрасте необходимо формировать положительные качества ребенка?

В раннем (1-3 года) – 1/4%

В дошкольном (4-6 лет) – 1/4%

Младший школьный возраст (7-11 лет) – 23/92%

Старше 11 лет – 0

Какие результаты ожидаете получить в результате инновационного проекта?

Формирование моральных качеств личности ребенка  – 1/4%

Привлечение ребенка к участию в проектной и исследовательской деятельности– 2/8%

Расширение знаний ребенка об использовании информационных технологий–11/44%

Ребенок получит новые знания об окружающем его мире, развитии личности – 10/40%

 

 

 

свернуть

Календарный план

 

Календарный план на текущий учебный год

Сроки: август 2024– май 2025

Содержание работы

Сроки проведения

Форма представления результата

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Предварительное оценивание готовности учреждений образования к внедрению модели изучения основ информатики

до 30.09.2024

 

Определение условий, возможностей учреждения образования к инновационной деятельности

август

 

Организация участия педагогов в семинарах по подготовке их исследовательскому проекту

август

 

Мероприятия по согласованию и утверждению календарного плана проекта

сентябрь

Пакет документов по ИД

Подготовка технических ресурсов к работе

сентябрь

 

Проведение педагогического совета (или совещания)

сентябрь

Протокол педсовета

Проведение с педагогами семинаров по инновационной деятельности

сентябрь,

ноябрь

Программа семинара

Организация групповых и индивидуальных консультаций для участников исследовательского проекта на базе учреждения образования, областного института развития образования

в течение года

 

Проведение совещания для педагогов по ведению документации

октябрь

Протокол совещания

Издание приказа об инновационной деятельности (состав творческой группы, функциональные обязанности)

сентябрь

Приказ

Составление программы методического сопровождения исследовательского проекта

октябрь

Программа

Организация постоянно действующих семинаров для педагогов по внедрению в практику работы проекта

в течение года

Программы семинаров

Обобщение накопленного опыта, подготовка публикаций

в течение года

Публикации педагогов

Участие в научно-практических конференциях педагогов

в течение года

Публикации педагогов

Проведение открытых уроков, мастер-классов

в течение года

Конспекты занятий

Промежуточная диагностика

апрель

Протоколы диагностики

Подготовка справки по реализации исследовательского проекта в 2024/2025 уч.г.

апрель

Справка

Перспективное планирование работы исследовательского проекта на 2025/2026 уч.г.

май

Перспективный план

 

свернуть
поделиться в: