РУС БЕЛ ENG

Внедрение модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Внедрение модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся»

Главное управление по образованию

Витебского областного исполнительного комитета

Управление по образованию Оршанского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Детский сад – средняя школа

№ 22 г.п.Болбасово имени С.И.Грицевца»

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления по образованию Оршанского райисполкома

____________ А.В.Загурский

«___» __________ 2022

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Детский сад – средняя школа № 22 г.п.Болбасово имени С.И.Грицевца»

____________ В.И.Казанцева

«___» __________ 2022

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся»

Сроки реализации: 2022 – 2025 гг.

 

Руководитель проекта:

Клименкова Екатерина Сергеевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования

«Детский сад – средняя школа

№ 22 г.п.Болбасово

имени С.И.Грицевца»

ул. Школьная, д.17                          

211004, г.п.Болбасово

Оршанский район,

Витебская область,

тел. 8 (0216) 23 74 99

80333328577

e-mail: school22@goroo-orsha.by  

klimenkokova@mail.ru

 

СОГЛАСОВАНО

консультант проекта:

Егоренко Елена Евгеньевна, методист управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической, психологической иинформационно-аналитической работы государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

_____________Е.Е.Егоренко

                   (подпись)

пр-т Фрунзе, 21

210602, г.Витебск                                                                                              

тел.: 80295981247

е-mail: egorenko@voiro.by

 

Болбасово, 2022

Название инновационного проекта:

«Внедрение модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся»

 

Руководитель проекта:

Клименкова Екатерина Сергеевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Детский сад – средняя школа  № 22 г.п.Болбасово имени С.И.Грицевца»

 

Консультант проекта:

Егоренко Елена Евгеньевна, методист управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической, психологической иинформационно-аналитической работы государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

 

Сроки реализации проекта: 2022 – 2025 гг.

 

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление областного творческого (исследовательского) проекта:

  1. Государственное учреждение образования «Стайская средняя школа Лепельского района».
  2. Государственное учреждение образования «Детский сад – средняя школа № 22 г.п.Болбасово имени С.И.Грицевца»

 

Актуальность областного творческого (исследовательского) проекта

Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью воспитания гражданина и патриота, высоконравственной личности, порядочного и культурного человека, что обусловлено требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021 – 2025 гг. Центральной проблемой воспитания гражданина и патриота является разностороннее развитие нравственно зрелой, творческой личности обучающихся.

Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным.

Наиболее эффективным механизмом воспитания гражданственности и патриотизма, активной гражданской позиции обучающихся является опора на историю и традиции белорусского народа. Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание гражданина – одна из первостепенных задач современного учреждения образования. Решая проблему гражданского воспитания, прежде всего следует сосредоточиться на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. Патриотизм и гражданственность выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.

Важным условием эффективного гражданско-патриотического, идеологического, нравственного и этического воспитания является использование историко-культурного наследия нашей страны, патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников на основе истории и традиций белорусского народа. Поиском выхода из сложившегося кризиса занимаются как государственные, так и общественные институты. Предлагаются различные экономические, социальные модели преобразования страны. Ищется путь, способный выразить традиции Беларуси и дать ясные патриотические и духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни.

Христианские ценности лежат в основе современной цивилизации и в течение длительного времени влияют на общественно-историческое развитие. В данном проекте реализуется возможность координации совместной нравственно-воспитательной деятельности государства и церкви, разработка и внедрение новых форм социализации личности. Единство и многообразие культурного контекста – это исключительная черта, которая присуща Беларуси. В настоящее время задача состоит в том, чтобы остаться верными традициям и формировать устойчивое понимание и осознание исторической востребованности патриотизма как социокультурного феномена.

По итогам многолетних исследований можно констатировать, что формирование национального самосознания учащегося происходит только тогда, когда он воспринимает себя личностью, которая уважает свой народ, любит родную землю, стремится изучить историю и культуру своего народа, протянув незримую нить к собственным истокам. Культура и искусство всегда являлись движущей силой развития общества. Без них невозможно сохранить историческую память народа. Ведь без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего. Важно понять, ощутить связь времен, почувствовать сопричастность к традиционной культуре народа, осознать себя в этом мире – кто мы есть на самом деле.

Выбор и актуальность темы творческого (исследовательского) проекта обусловлены необходимостью:

воспитания высокой гражданской позиции и социальной активности;

развития национального самосознания и патриотических чувств учащихся посредством освоения культуры белорусского народа, изучения народных традиций, ремесел, ценностного отношения к своим историческим корням;

формирования гражданских качеств через познание общественно-политической системы государства, прав, обязанностей, осмысление гражданского долга;

воспитания гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре и наследию своей страны.

Актуальность рассматриваемой проблемы формирования и развития гражданственности и патриотизма, недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта «Внедрение модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся».

В учреждении есть потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках внедрения модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся.

Новизна творческого (исследовательского) проекта заключается:

в апробации и внедрении модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся;

в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных, творческих, проектных и игровых методов социально значимой деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию на основе истории и традиций белорусского народа;

в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся в системе учреждения.

В государственном учреждении образования «Детский сад – средняя школа № 22 г.п.Болбасово имени С.И.Грицевца» есть потребность в адаптации комплекса мероприятий в рамках внедрения модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся.

 

Цель проекта:

научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса формирования у учащихся гражданско-патриотических компетенций через внедрение в образовательный процесс модели краеведческой деятельности.

 

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:

  1. проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа;
  2. внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения модель краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся;
  3. разработать механизм внедрения модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся в социальное пространство учреждения образования, региона;
  4. определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа в системе учреждения;
  5. создать благоприятные условия в учреждении для гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа;
  6. обобщить опыт работы участников проекта и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению модели краеведческой деятельности как основы формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся в образовательную практику.
  7. обобщить результаты реализации проекта, разработать практические рекомендации по внедрению модели краеведческой деятельности в образовательный процесс учреждения образования.

 

Теоретическое обоснование областного творческого (исследовательского) проекта

Ориентированный на необходимость приобщения обучающихся к традициям и ценностям родного края образовательный процесс невозможно строить без учета специфики ближайшей историко-культурной среды малой родины. Изучение истории и культуры родного края – действенное средство познавательного, нравственного и эстетического развития школьников, важнейшее средство формирования гражданских чувств и духовных начал личности. В этом аспекте краеведение, по словам Д. С. Лихачёва, становится явлением «первостепенной важности», способствует сохранению истории родного края, воспитанию «духовной оседлости».

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Разработка научно-теоретических основ патриотического воспитания подрастающего поколения на уровне человека, семьи, рода, школы, деревни-села, района, республики с учетом местной специфики и реальных возможностей остается одной из актуальных задач отечественной педагогической науки.

Проблема памяти о героическом прошлом нашей страны и воспитании на ее основе патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения раскрывается в работах академика Национальной Академии наук Республики Беларусь А.А.Ковалени. В фундаментальном издании, вышедшем под его редакцией,[13] на высоком научно-теоретическом уровне обосновано положение о том, что белорусский народ вопреки всем сложностям сохранил свой язык, культуру, традиции, обычаи, построил свою государственность. Из этого следует общественно значимая задача – не только сохранить память о героическом прошлом, но и сделать его действенным инструментом воспитания гражданственности и патриотизма. Проблема исторической памяти о Великой Отечественной войне как ресурсе патриотического и гражданского воспитания посвящены работы А.Л.Ластовского, В.В.Даниловича, С.Н.Тёмушева, В.С.Болбаса, Н. В Проказиной, Ю.В Дороховой, H.H Хатнюк, Ю.В.Исаевой и др.

В отечественных педагогических исследованиях гражданское и патриотическое воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи (В.В. Буткевич, Т.А. Гутарчык, В.А.Зенченко, Д.П. Зубко, Е.П. Маркович, О.Л. Сташкевич и др.). В.В. Буткевич раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников любви к своему народу, государству[3]. Д.П. Зубко[12], Е.П. Маркович[17] выделяют в качестве важнейших задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма, отмечая, что по своей сущности патриотическое воспитание более тесно связано с понятием Родина, Отечество, страна.

Разработкой общих проблем гражданско-патриотического воспитания в современной педагогической науке занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые (В.И. Бобрович, А.Л. Барчук, В.В. Буткевич, Л.А. Гащенко, Т.А. Гутарчик, Н.В. Ипполитова, А.В. Русецкий, и др.). В имеющихся исследованиях раскрываются как теоретико-методологические (В.Л. Жук, С.М. Захарова, В.Т. Кабуш, Ф.В. Кадол, С.С. Кацевич, В.В. Мартынова, В.П. Тарантейи др.), так и методические его основы (Л.А. Казинец, А.Ю. Крикало, В.М. Петухов, А.У. Толкачева и др.).

Среди научных исследований, в которых рассматриваются социокультурные аспекты формирования содержания гражданско-патриотического воспитания, следует отметить работы, посвященные вопросам развития просвещения и педагогической мысли Беларуси (С.В. Снапковская, Г.Р. Сенькевич и др.), влиянию народной педагогики и национально-культуных традиций белорусов на гражданско-патриотическое становление личности (Г.П. Орлова, В.С. Болбас, И.И. Калачева, Л.В. Раковаи др.).

Вопросы исторической обусловленности гражданско-патриотического воспитания особенностями развития белорусских земель в условиях становления белорусской государственности, религиозно-конфессиональных и национальных процессов, освещают исследования М.И. Вишневского, И.В. Вишневской, И.А. Марзалюка, А.С. Майхровича, С.А. Подокшина, В.В. Старостенко, Ю.Н.Бохана, А.В.Любого, Б.Д.Долготовича, Э.Г.Иоффе, В.Е.Козлякова, В.К.Коршука, В.С.Кошелева, В.Ф.Ладысева, О.А.Яновского и др.

Вопросы организации краеведческой работы, использования краеведческого материала для организации учебной и внеклассной деятельности школьников в связи с проблемой целенаправленного формирования у детей знаний о богатстве культурного наследия края рассматриваются в работах отечественных (А.А.Корзюк, М.В.Пивовар, И.М.Прокопович и др.) и зарубежных исследователей (И.И.Макарова, В.Г.Манджиева, Л.П.Разбегаева, А.Р.Батыршина, Г.И.Ведеиеева, Н.М.Головин и др.)

Актуальные проблемы воспитания гражданина и патриота нашей страны, рассматривались на Международной научно-практической конференции, которая проводилась в Институте социологии НАН Беларуси совместно с Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь 16 – 17 мая 2019 года. В докладах и выступлениях участников конференции - ученых и идеологических работников Беларуси, России и Украины - актуализирована задача создания действенной системы патриотического воспитания, формирования у граждан нашей страны и молодежи устойчивых национально и патриотически ориентированных нравственных ценностей с использованием наиболее эффективные форм работы и ресурсов, сложившихся во всех видах образовательных учреждений[20]. Главный научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси Е.М.Бабосов отметил многоаспектность понятия патриотизм, охарактеризовал многообразие его источников, определил его ведущее место в составе культурного кода белорусов[2].

Различные аспекты понимания ценностных основ современной системы патриотического воспитания рассмотрены в работах Б.С.Гершунского, М.С.Кагана, В.Н.Мясищева, Н.Д.Никандрова, Ю.А.Райсвиха, В.А.Сластенина и др. Взаимосвязь ценностных ориентаций и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения прослеживается в работах В.И.Андреева, О.А.Ильясовой, И.Ф.Исаева, А.В.Кирьяковой, З.А.Мальковой, С.И.Маслова, Б.М.Неменского и др.

Исследованием ценностной проблематики с середины XX века в советской и постсоветской науке занимались Б.Г. Ананьев, Т.К. Ахаян, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, З.И. Васильева, Б.С. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, П.Р. Игнатенко, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, А.И. Кравченко, Г.Б. Корнетов, Т.Н. Мальковская, B.C.Мерлин, А.А.Ручка, В.А. Сухомлинский, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др. Педагоги создавали классификационные модели ценностей, определяемые в качестве содержательной основы воспитания (В.А. Конаковский, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, P.M.Рогова); изучали сензитивность личности к присвоению ценностей на различных этапах онтогенеза.

Достаточно полно разработан психологический аспект формирования патриотизма, объясняющий природу патриотических чувств и сознания с позиции элементарных психических процессов. Важнейшие положения известного психолога Л.С. Выготского о высшей нервной деятельности (поведении) человека позволяют утверждать, что решающим фактором человеческого поведения является не только биологический, но и социальный фактор, который привносит с собой совершенно новые моменты в поведение человека. Исследования психологов Е.В. Андриенко, А.К. Колеченко, Р.Л. Кричевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной утверждают, что психологические образования можно определять, формировать и развивать на основе деятельностного подхода к психике.

Методологическую значимость для нашего инновационного проекта представляет исследование социального психолога М.С.Фабрикант. На основе анализа индивидуальных историй автор выявила особенности психологической составляющей белорусской национальной идентичности. Плодотворным является ее вывод о том, что основными психологическими ресурсами конструирования национальной идентичности выступают понимание и принятие социально разделяемых критериев национальной самоидентификации, а также индивидуальный опыт позитивно-негативного переживания национальных достижений и эмоции национальной гордости и любви к своей стране.

Проблема формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, историческому прошлому, культурному наследию региона еще недостаточно исследована в отечественной науке, но хорошо разработана российскими педагогами на примере географии и истории[22]. В диссертации Е.Е.Сорокиной рассмотрены три группы методов, формирующие эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру: методы эмоционально-личностного стимулирования, направленные на развитие мотивационной сферы личности (способность развития эмоций), методы осуществления ценностного обмена содержанием учебного материала, ориентированного на создание межличностного диалога, и методы рефлексии учебной деятельности, способствующие на основе самооценки и самоанализа самоидентификации личности. Данные методы базируются на взаимодействии учителя и учащихся, а также на взаимном уважении и доверии. Научно-методическими условиями реализации формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения являются создание учебных личностно-ориентированных ситуаций, организация и проведение смысло-ориентированных самостоятельных работ, применение технологий личностно-ориентированного обучения и использование учебных материалов, ориентированных на формирование эмоционально-ценностного отношения.

Теоретические подходы к использованию историко-культурных ресурсов региона в условиях эколого-туристской деятельности раскрываются в исследовании М.В.Лесниченко-Роговской «Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности». Автор понимает патриотическое воспитание как процесс систематического и целенаправленного социально-педагогического взаимодействия как его организаторов, так и воспитанников, характеризующийся сбалансированным использованием совокупности обоснованных средств, форм и методов с целью формирования: патриотического сознания (знание истории страны; понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга); патриотических чувств (любовь к Родине – к родным местам, родной природе, родному языку; уважение к прошлому своей страны, обычаям и традициям своего народа); патриотических убеждений (стремление к защите чести и достоинства Родины, уважение к службе в армии, готовность защищать Родину); патриотической деятельности (активное и сознательное участие в деятельности, направленной на реализацию государственных и общественных интересов своей страны). Структура патриотического воспитания представлена в исследовании как система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного; эмоционально-ценностного; мотивационно-потребностного; коммуникативного; деятельностного (поведенческого).

Специфика гражданско-патриотического воспитания и формирования у школьников ценностного отношения к историческому прошлому белорусского народа средствами музейной педагогики отражена в публикациях А.А.Корзюка, С.В.Снапковской, В.М.Воронович и др.

 

 

Критерии и показатели оценки результатов областного творческого (исследовательского) проекта

Критерии

Показатели

Качество образования

положительная динамика учебных и творческих достижений обучающихся в соответствующих предметных областях;

повышение познавательной активности;

понимание сущности основных понятий гражданско-патриотического воспитания (в соответствии с возрастом);

знание о героическом прошлом белорусского народа, историческо-культурных ресурсах региона;

владение основами проектно-исследовательской деятельности;

знание основных требований к структуре, содержанию и этапам реализации путешествий по историко-культурным местам региона

Личностное развитие обучающихся

освоение принципов, ценностей, норм гражданско-патриотического воспитания в соответствии с возрастом;

позитивный характер ценностных ориентаций и мотивации обучающихся к героическому прошлому белорусского народа;

положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, к малой родине, к историко-культурному наследию  своего народа и региона;

положительная динамика сформированности социальных умений через развитие познавательной, организаторской, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

положительная динамика гражданского самосознания через оценку своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения;

положительная динамика сформированности социально-гражданских компетенций и поведения (чувства любви к малой Родине, чувства ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность и др.);

положительная динамика развития мотивации познавательной, общественной и трудовой деятельности, уровня воспитанности и характера межличностных отношений на всех уровнях;

повышение уровня сформированности личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных умений, проектно-исследовательских умений и навыков

Компетентность и исследовательская культура педагогов

мотивация педагогов на творческую (исследовательскую) деятельность;

высокий теоретический и методический уровень педагогов в использовании историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе;

расширение социально-педагогического партнерства в рамках реализации проекта

Качество управления процессом реализации проекта

эффективность управленческих решений в рамках реализации творческого (исследовательского) проекта;

наличие и своевременное пополнение необходимых ресурсов;

помощь педагогам в использовании в учебной и внеклассной работе историко-культурных ресурсов региона;

повышение статуса и конкурентоспособности учреждения

Расширение информационного пространства

открытость информационного пространства;

доступность информации о реализуемом творческом (исследовательском) проекте;

сетевое сотрудничество учреждений, участвующих в реализации проекта;

трансляция опыта на разных уровнях

Здоровье обучающихся

снижение уровня тревожности обучающихся

Удовлетворенность проектной деятельностью

положительная динамика удовлетворенности проектной деятельностью обучающихся, родителей, педагогов;

активное участие родителей в планировании, в организации выполнения планов и оценке результатов проектной работы учреждения образования

 

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Образовательный процесс в учреждении образования осуществляют высококвалифицированные педагоги. Из 30 педагогов имеют высшее образование – 27 (90 %), среднее специальное – 3 (10 %). Педагогический стаж до 5лет – 6 (20 %), от 5 до 10 лет – 6 (20%), от 10 до 15 лет – 3 (10 %), свыше 15 лет – 15 (50 %). Высшую квалификационную категорию – 5 педагогов (17 %), первую – 20 (67 %), вторую – 3 (10 %), без категории – 2 (7 %).

Педагоги учреждения имеют определенный опыт работы и высокий профессиональный уровень, обладают знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области в полном объеме, хорошо осведомлены о психолого-педагогических способах решения проблем в образовательной сфере, проявляют ярко выраженную потребность в постоянном профессиональном совершенствовании.

Материально-техническая база учреждения соответствует действующим нормативам, оборудование помещений – требованиям противопожарной безопасности, специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям для учреждений образования. Помещения эстетично оформлены. Укомплектована и постоянно пополняется учебно-методической и научно-методической литературой библиотека. На базе учебных кабинетов организовано проведение факультативных занятий, занятий объединений по интересам. Используется потенциал компьютерного класса, компьютеры которого подключены к сети Интернет (10+1).

Кроме этого используются:

мультиборд (1 шт),

акустическая система (1 шт),

ЖК-телевизор (8 шт),

ноутбук (2 шт),

МФУ (5 шт),

принтер (4 шт)

проектор (2 шт.)

персональные компьютеры в учебных кабинетах (5 шт.).

На развитие материально-технической базы направляются средства:

бюджетные;

попечительского совета;

от оказания платных услуг;

внебюджетные средства учреждения;

благотворительные услуги спонсоров и др.

Финансово-экономическое обоснование областного творческого (исследовательского) проекта

Внедрение творческого проекта осуществляется за счет бюджетной и внебюджетной деятельности, привлечения спонсорской помощи.

Оплата труда участников творческого проекта осуществляется в соответствии с Положением о размерах, порядке и условиях установления  надбавок и доплат за особые условия труда работникам государственного учреждения образования «Детский сад – средняя школа № 22 г.п.Болбасово имени С.И.Грицевца» на 2022 – 2025 гг.

Обеспечение участников творческого проекта необходимыми научно-методическими, дидактическими материалами и другими средствами, необходимыми для осуществления программы инновационной деятельности – за счет внебюджетных средств учреждения образования.

Участие в семинарах, повышении квалификации, научно-практических конференциях в рамках научно-методического обеспечения инновационной деятельности  – за счет бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Алексеев, В. Н. Формирование гражданской компетентности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия. Монография / В.Н. Алексеев; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Пермь, 2014. 233 с.
  2. Бабосов Е. М. Патриотизм – духовно-политическая основа адекватных ответов Беларуси на вызовы современности / Е.М.Бабосов  // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с. С. 28-31.
  3. Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.
  4. Воронович, В. М. Управление процессом воспитания гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики /В.М. Воронович // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. №12.
  5. Вишневецкая, Л. В. Организационно-педагогические условия развития гражданской активности студентов во внеучебной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Вишневецкая; Белорусский государственный педагогический университет. – Минск, 2013.
  6. Гащенко, Л. А. Методологические основания гражданско-патриотической социализации учащейся молодежи/ Л. А. Гащенко // Веснiк ВДУ. № 4 (50). - С. 84.
  7. Гражданско-патриотическое воспитание как основа формирования активной жизненной позиции и высокого нравственного облика молодёжи Республики Беларусь: материалы респ. научно-практич. конференции, Минск, 20 апр. 2010 – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010.
  8. Дергай, А. В. Возможности компетентностного подхода в развитии гражданственности старшеклассников / А.В. Дергай и др. – Минск: Медисонт, 2008. – 188с.
  9. Дрондина, Н. Г. Литературное краеведение как культурологическая проблема. Часть автореферата на тему «Литературное краеведение как культурологическая проблема».– 2012.– 9 с.
  10. Зданович, В. Н. Формирование ключевых компетенций гражданственности школьников// Адукацыя і выхаванне. – 2007. №1.
  11. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007.С. 33
  12. Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П.Зубко // Праблемывыхавання. – 2005. – №1. – С.12-16.
  13. История белорусской государственности. В 5 т. Т. 4. Белорусская государственность накануне и в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления (1939–1953 гг.) / А. А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома Н. Б. Нестерович; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. – Минск: Беларускаянавука, 2019. – 567 с.
  14. Котова, Г. Л. Индикаторы сформированности гражданской компетентности.// Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А.В.Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. С.189
  15. Коваленя, А. А. Патриотизм – важнейшее условие формирования социально активной личности / Адукацыя і выхаванне. №5
  16. Козинец, Л. А. Воспитание гражданина – приоритетное направление работы современной гимназии /Л.А. Козинец, И.А. Дурейко // Адукацыя і выхаванне. – 2006. № 9.
  17. Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. –  С.30-34.
  18. Митина, А.А. Проектирование и реализация краеведения в сельской общественно-активной начальной школе на основании технологического подхода: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Митина; Алтайский государственный университет. – Барнаул, 2011. – 23 с.
  19. Митина, Е.В. Становление гражданской компетентности старшеклассников в учебном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Е.В. Митина; Тульский государственный педагогический университет. – Тула, 2011.
  20. Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с.
  21. Прохоренко, О. Г. Патриотическое воспитание молодёжи: потенциал исследовательской деятельности / О.Г. Прохоренко // Адукацыя і выхаванне. – 2007. №10.
  22. Сорокина Е. Е. Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 : - С-Пб., 2008. - 18 с.; Гаврилова Н. Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона (На материале пропедевтических краеведческих курсов) :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 1999 195 c.; Хлытина О. М. Формирование ценностного отношения к прошлому (На материале пропедевт. курса истории Отечества) :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 1997 24 c. и др.
  23. У пошуках гісторыі / склад. : А. І. Калістратава, А. У. Радзевіч ; ДУА «Мін. абл. ін-т развіцця адукацыі». – Мінск:  Мін.  абл. ІРА, 2011. – 128 с.
  24. Храмцова, Ф. И. Детские и молодежные организации и объединения. Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов / Ф. И. Храмцова. Минск: Нац. ин-т образования, 2008. 160 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Детский сад – средняя школа № 22 г.п.Болбасово

имени С.И.Грицевца»

____________ В.И.Казанцева

«___» __________ 2022

 

Программа реализации областного творческого (исследовательского) проекта «Внедрение модели краеведческой деятельности как средства формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся»

2022 – 2025 гг.

 

 

Этапы/сроки реализации

Содержание работы

с педагогическими кадрами

с учащимися

с родителями и законными представителями

 

Подготовительный

апрель – август 2022

 

Инструктаж по проектной деятельности.

Формирование коллектива участников проектной деятельности.

Ознакомление будущих участников с содержанием творческого (исследовательского) проекта.

Педагогическая поддержка.

Осознание педагогами необходимости внедрения модели краеведческой деятельности как средства формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся в учебной и внеклассной работе учреждения образования посредством использования историко-культурного ресурса региона

Информирование учащихся учреждения о перспективах инновационной деятельности, об особенностях образовательного процесса

Информирование родителей о значимости проектной деятельности

 

Диагностический

сентябрь – октябрь 2022

 

Диагностика готовности и мотивации педагогов к проектной деятельности, уровней их профессионализма и компетентности.

Диагностика готовности методической и психологической служб учреждения к организации и сопровождению проектной деятельности

Диагностика уровней обученности, воспитанности и личностного развития учащихся учреждения.

Экспертная оценка начального уровня эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа учащихся учреждения

Диагностика степени включенности законных представителей учащихся в образовательный процесс, анкетирование их для изучения готовности взаимодействия с учреждением образования по эмоционально-ценностному отношению учащихся к героическому прошлому белорусского народа

 

Практический

ноябрь 2022 – март 2025

 

Самообразование  учителей по теме проектной деятельности. Организация, проведение диалогических лекций, круглого стола, дискуссий, рефлексивных практикумов, организационно-деятельностных игр.

Проведение, посещение и взаимопосещение открытых уроков, воспитательных мероприятий, их анализ и самоанализ.

Организация и работа семинара для педагогов «Проектная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога».

Повышение квалификации педагогов.

Рассмотрение вопроса о ходе реализации творческого (исследовательского) проекта на заседаниях педагогического совета.

Обмен опытом

Повышение мотивации обучающихся на:

включение в проектную деятельность;

постановку и разрешение социально-экономических проблемных ситуаций;

включение учащихся в волонтерскую и общественную деятельность;

проявление самостоятельности при планировании и рефлексии своей деятельности;

свободное и открытое выражение учащимися своего мнения

 

Включенность в образовательный процесс.

Формирование интереса у законных представителей учащихся к формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа в учебной и внеклассной работе учреждения посредством использования историко-культурных ресурсов региона учреждения. Определение практической значимости формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа

 

Обобщающий

апрель – июнь 2025 г.

 

Обобщение опыта, творческие отчеты педагогов - участников творческого (исследовательского) проекта.

Презентация результатов проектной деятельности в коллективе.

Перенос опыта в практику работы других учреждений

 

Комплексный мониторинг личностного развития учащихся, их обученности

Комплексный мониторинг удовлетворенности законных представителей образовательным процессом и его результатами

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Детский сад – средняя школа № 22 г.п.Болбасово

имени С.И.Грицевца»

____________ В.И.Казанцева

«___» __________ 2022

 

Календарный план

реализации областного творческого (исследовательского) проекта «Внедрение модели краеведческой деятельности как средства формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся»

на 2022/2023 учебный год

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.      

Утверждение состава участников творческого (исследовательского) проекта на 2022/2023 учебный год

Август, 2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

 

 

2.      

Определение тем самообразования педагогов - участников проекта, по проблеме проектной деятельности

 

Август, 2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.

3.      

Реализация контрольно - управленческой функции руководства учреждения

В течение года

Директор

Казанцева В.И.

4.      

Анализ рефлексивных материалов и анкет

В течение года

Педагог- психолог

 

5.      

Организация работы консультационного пункта для педагогических работников и родителей

Август,

2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С., педагог- психолог

 

6.      

Работа консультационного пункта

В течение года

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С., педагог- психолог

 

7.      

Организация работы психолого - педагогического семинара по совершенствованию профессионально-педагогической компетенции педагогов

Август,

2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С., педагог- психолог

8.      

Проведение занятий психолого-педагогический семинара по совершенствованию профессионально-педагогической компетенции педагогов

Октябрь-

декабрь 2022,

февраль-

апрель 2023

 

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С., педагог- психолог

9.      

Разработка мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию

Сентябрь, 2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

10.  

Организация и проведение туристических походов и экскурсионных программ, по историческим местам региона и Беларуси, включая мемориальные комплексы, экспозиции, посвященные жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, местам боевой и партизанской славы, достопримечательностям и святыням региона и Беларуси, на успешные предприятия и в учреждения, в агрогородки и агроусадьбы, в музейные учреждения

В течение года

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.,

Учителя

Козлова А.В., Давыденко Т.П.

11.  

Подборка диагностических методик для изучения гражданской и патриотической позиции учащихся

Сентябрь, 2022

Педагог- психолог

 

12.  

Проведение диагностических исследований

Октябрь, 2022

Педагог- психолог

 

13.  

Организация и проведение традиционных мероприятий:

День народного единства

День пожилого человека

День юного героя-антифашиста

День памяти воинов-интернационалистов

День Защитника Отечества

День Конституции

Международный день освобождения узников концлагерей

День государственного герба и флага

День Победы

17 сентября

1 октября

8 февраля

15 февраля

 

23 февраля

15 марта

11 апреля

 

второе воскресенье мая

9 мая

Заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

 

14.  

Проведение общешкольных мероприятий в рамках месячника по гражданско-патриотическому воспитанию

Февраль, 2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

15.  

Проведение Уроков Мужества, классных часов, встреч с представителями государственных структур, органов внутренних дел, прокуратуры, Министерства обороны, МЧС, ГПК, общественных и ветеранских организаций

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

16.  

Проведение общешкольных мероприятий в рамках Вахты памяти

Май – ноябрь 2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

17.  

Участие в республиканской акции «Беларусь помнит»

Май,

2023

Заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

18.  

Планирование и реализация общешкольных мероприятий в рамках реализации проекта

В течение года

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

19.  

Организация и проведение учебно-полевых сборов

Июнь,

2023

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.

20.  

Создание Книги памяти поколений

В течение года

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

21.  

Акция «Ветеран живет рядом»

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

22.  

Проведение учебных занятий тематической направленности (в рамках учебных программ)

В течение года

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.

23.  

Корректировка и утверждение планов работы методических объединений (формирований), семинаров, родительских собраний по теме проекта

Август,

2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

24.  

Проведение инструктивно-методических совещаний с педагогами-участниками творческого (исследовательского) проекта:

1.План реализации творческого (исследовательского) проекта на 2022/2023 учебный год.

2. Нормативные документы, регламентирующие проектную деятельность

Август

2022,

сентябрь 2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.

25.  

Педсовет «Внедрение модели краеведческой деятельности как средства формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся в учебной и внеклассной работе учреждения образования» (план реализации творческого (исследовательского) проекта)

Август,

2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.

26.  

Организация работы заседаний консультационного пункта для родителей

Август,

2022

Заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И., педагог- психолог

27.  

Пополнение банка данных современных методических средств

В течение года

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

28.  

Тематическая консультация «Критерии и показатели эффективности проектной деятельности»

Ноябрь,

2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.

29.  

Участие в конкурсах, семинарах и конференциях различного уровня

В течение года

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

30.  

Создание и апробация дидактического обеспечения внедрения модели краеведческой деятельности как средства формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся в учебной и внеклассной работе учреждения образования

В течение года

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.,

заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И.

31.  

Проведение тренинговых занятий

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

Лапикова Н.И., педагог- психолог

32.  

Анализ промежуточных результатов реализации творческого (исследовательского) проекта

Март,

2023

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.

33.  

Промежуточный отчет о ходе внедрения творческого (исследовательского) проекта. Панорама педагогического опыта по теме проекта

Апрель,

2022

Заместитель директора по учебной работе Клименкова Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
поделиться в: