Распознать, выявить и развить способности детей?
Распознать выявить и развить способности детей?
Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях.
Внимательно наблюдайте за играми ребёнка, в них могут раскрываться артистические и лингвистические способности. Ребёнок любит конструкторы- присмотритесь внимательнее — он любит просто строить или конструировать, или это целый план застройки города? Ребёнок копается в песке, земле, часами может сидеть и созерцать цветы, небо, пустоту.. возможно, это растёт маленький мыслитель или гениальный биолог. Посмотрите внимательно, что именно он делает — ищет сокровища, древние клады, останки динозавров и цивилизаций, или сажает семена и смотрит, как они растут, разглядывает, как червяк копает свой ход в земле? В каждом занятии может мыть несколько уклонов, поэтому важно внимательно наблюдать и обеспечить многообразие. При сопоставлении всех типов интересующих занятий и выявляются способности ребенка. В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи. Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений.
Многие родители задаются вопросом: как распознать талант у ребёнка? Талант — это вовремя замеченные и достаточно развитые способности. Способностей у каждого ребёнка может быть несколько. Будьте внимательны, настойчивы, замечайте склонности, развивайте способности своего ребёнка, и все его таланты раскроются в полном объёме! Важно помнить, что одна способность по мере раскрытия помогает раскрыться другим. Например, хорошие слуховые способности могут развиться в музыкальный или лингвистический талант. Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д.
Для поддержки способностей и талантов даются следующие рекомендации:
1.Поощряйте занятие ребёнка. Обеспечьте его всем необходимым для занятий: маленькому художнику купите кисти, краски, карандаши. Если ребёнок поёт, разрешите ему слушать музыку и петь. Если предпочитает активные игры и танцы — запишите его в кружок, больше гуляйте и играйте. Любит наблюдать за природой — дайте ему горшок с землей, вырастите вместе горох, фасоль, мандарин и т.д.
- Избегайте диктата и навязывания своего видения и своей точки зрения. Пусть ребёнок делает так, как считает нужным! Рисует фиолетовое солнце и розового слона? Отлично! Он так видит! Считает, что в сказке не хватает героев и сам их придумывает — прекрасно!
3.Позвольте ребенку самому (конечно, по мере возможностей и с учётом возраста) спланировать свои занятия, их интенсивность, периодичность и место проведения.
- Не критикуйте ребёнка, даже если он, на ваш взгляд, делает что-то совсем не так. Ребёнок имеет право идти своим собственным путём.
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Забудьте это — «А вот Саша… «. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим, и то, только для того, чтобы видеть прогресс. «Посмотри — на прошлой неделе ты прыгнул 20 раз, а сегодня уже 25!»
- При посещении специализированных занятийприслушайтесь к советам и рекомендациям тренеров и учителей. Посещайте занятия на регулярной основе и объясните важность системных занятий ребёнку. Общим фактором развития любых способностей является настойчивость. Если ребёнок упорен и настойчив в достижении цели, с большей долей вероятности его способности разовьются в талант. Способность к обучению очень часто проявляется именно в виде упорства в достижении цели. Будьте также упорны, показывайте ребёнку пример своим поведением и объясняйте важность настойчивости при занятиях.
- Для положительной динамики развития задачи на занятиях должны ставиться на пределе возможностей ребёнка. Он должен напрягаться, тогда будет виден прогресс и будет идти развитие.
Играйте с ребенком в когнитивные игры, это полезно для развития всех видов способностей.
Игры и упражнения для развития способностей ребёнка. Примеры.
Конечно , лучше всего способности ребёнка развивать игрой и во время игры.
Для развития всех видов способностей хорошо применять игры для развития когнитивных способностей:
- В частности, специальные когнитивные онлайн игры для развития интеллекта.
Детям нравится игры, нравится играть онлайн. Так совместите приятное с полезным!
- Решение головоломок, лабиринтов, кроссвордов, соединение рисунков по точкам.
- Придумывайте рассказы по картинке или по нескольким картинкам.
- Играйте в игру «кто больше назовет признаков одного и того же предмета».
- Играйте в игру «повтори ритм». Взрослый выстукивает ритм, задача ребенка — повторить. Важно делать это с применением тех же рук/ног или предметов, с помощью которых создавал ритм взрослый.
Очень полезны игры для развития внимания:
- «Найди, что изменилось». Существует множество вариантов этой игры. Суть одна — нужно заметить отличия в том, что было после, от того, что было до. Можно расставлять игрушки и предлагать запомнить, просить ребенка отвернуться и переставлять их местами, менять их с другими, увеличивать/уменьшать количество, менять цвет у игрушек/предметов.
- Муха. На листе к клетку рисуется квадрат или куб 3*3 (*3) , 4*4 (*4) , 5*5 (*5) — в зависимости от возраста вашего ребёнка . В центр помещается муха. Взрослый проговаривает направления перемещения мухи. За каждый ход муха может переместиться только на 1 клетку. Ребёнок следит глазами за направлением перемещения мухи, и если муха «вылетает за пределы квадрата» (вылетает из комнаты), ребёнок должен её «хлопнуть». Если ребёнок не успел её «хлопнуть» — муха улетает на свободу.
- «Найди пару». Берутся карточки с картинками/словами и переворачиваются рубашками вверх. Задача — переворачивая карточки попарно найти совпадающую пару. Если пара не совпала, карточки вновь переворачиваются вверх рубашками. Если совпала — игрок забирает карточки себе.
- Шахматы — отличная игра для развития внимания и когнитивных способностей.
- Ребёнок и взрослый кидают друг другу мячик и считают. Задача — не называть определённую цифру и числа, её содержащие. Вместо этого нужно мяукнуть, хрюкнуть и пр. Можно установить несколько «запретных» цифр или менять их по сигналу.
Общеразвивающие игры:
- «Горячее/холодное, съедобное/несъедобное» — игры направлены на быстрый анализ ситуации и принятие решений.
- «Дорисуй предмет» («на что это похоже») — отличная игра на развитие воображения и творческого мышления. Взрослый рисует кружок, квадрат, кляксу, а задача ребёнка — дорисовать, чтобы это стало похоже на какой-то существующий предмет.
- «Угадай, кто я» — ребёнок и взрослый по очереди изображают кого-либо или что-либо, задача второго игрока — угадать, что ему показывают.
- «Назови слова, относящиеся к ….» (игра из серии — я знаю 5 имён мальчиков, девочек и т.п.). Задача игроков — быстро назвать требуемое количество слов на заданную тему.
- Прекрасная игра на развитие воображения, внимания, развитие речи и пр. — «Вы поедете на бал? (да и нет не говорите, чёрное с белым не берите)». Эту игру знают с детства все, но от этого она не становится менее интересной.
И, конечно, же, любите своих детей! Это главное условие для развития их талантов и способностей!