Консультация для родителей «Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников»
Консультация для родителей «Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников».
Семья, семейные отношения, семейные ценности – понятия, которые в современном обществе отходят по значимости на задний план, забывая о том, что это и есть первое звено в воспитании ребёнка и становлении его как личности.
Мир семьи – это родной дом, где тебя всегда ждут уют и тепло, где тебя встретят с любовью и пониманием. Мир семьи – это праздник и традиции.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни привычки его обитателей. Так одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Следовательно, семью необходимо рассматривать как систему, функционирование которой будет зависеть от людей, ее составляющих. Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы отношений и процессов.
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители могут показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.
То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьным порогом.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.
Одним из основополагающих критериев благополучной, стабильной и крепкой семьи являются ценностное отношение к семье. От того, насколько оно будет осознаваемым, крепким, будет зависит то, насколько крепка и сильна будет семья, а от благополучия семьи будет зависеть благополучие всего общество в целом. Это приводит к выводу, что ценностное отношение к семье старшеклассника отражают благополучие или неблагополучие всего общества в целом.
Вступая в период юности, у старшеклассников появляются новые жизненные цели и задачи, решая эти задачи и достигая цели у старшеклассников происходит их психосоциальное развитие. Одна из важнейших задач в данном возрастом этапе это – определение того, по каков жизненный путь ему предстоит. В старшем школьном возрасте характерной особенностью можно назвать то, что старшеклассники начинает иначе воспринимать окружающую действительность. Если раньше взрослые имели очень серьёзное влияния на ребенка, были авторитетом для них, то в старшем школьном возрасте авторитет взрослых снижается в глазах учеников. У старших школьников могут наблюдаться сильные изменения в общении и взаимоотношении со взрослыми. Меняется поведение и с родителями старшеклассника, чаще всего старшеклассники идут на контакт со взрослыми в тех ситуациях, когда у них есть какие – либо проблемы или затруднения. Старший школьный возраст отличается тем, что старшеклассники все больше начинают обсуждать свои жизненные перспективы и дальнейшие планы со взрослыми, это могут быть и родители, и учителя, бабушки, дедушки и т.п. Характеризуется этот возраст и тем, что у старшеклассников происходит смена значимых лиц. К старшему школьному возрасту у обучающихся на первый план выходит общение со сверстниками. Довольно часто мнение сверстников в этот период становится более важным, чем мнение значимых взрослых: родителей, учителей и так далее. Характерной чертой старшего возраста можно назвать приобщение других сверстников к своим чувствам, желаниям, интересам. Значимость общения между сверстниками в этот период огромна, общаясь друг с другом старшие школьники передают информацию, получают от сверстников одобрение, и чувствуют свою личностную важность и значимость, а также свою принадлежность к социальной группе.
Влияние, которое оказывают родители и другие значимые взрослые на старшеклассников отличается, в зависимости от сферы деятельности, в которой они находятся. Та семья к, например, в сфере развлечений родителям и значимым взрослым тяжело оказывать влияние на старшего школьника. Старшие школьники в большинстве случаев отмечали, что им в родителях хотелось бы видеть прежде всего друзей, с которыми можно построить доверительные отношения. Хоть старшеклассники и стремятся быть автономными и независимыми, им тяжело обойтись без советов и жизненного опыта взрослых. Семья для старших школьников является тем местом, где можно чувствовать себя спокойно и защищённо. В старшем школьном возрасте обучающиеся часто сталкиваются с проблемой того, что они пытаются быть и вести себя как взрослые, но понимают, что уровень их притязаний не всегда оправдан. Достаточно важной потребностью у старших школьников можно назвать уход от родительского надзора, а также от опеки и надзора учителей и других взрослых. Ещё одной важной потребностью старших школьников можно назвать определение ими своих правил. Наиболее важным фактором гармоничного развития личности является семья. Пребывание в семье закладывает большое количество личностных черт, моделей поведения и общения, семья даёт вектор развития ребёнку. На школьников воздействует не только целенаправленное семейное воспитание, но и атмосфера, которая царит в семье, это воздействие способно оказывать влияние на структуру личности школьника. Практически все аспекты психологического поведения старших школьников формируются и развиваются под воздействием семьи.
Мать и отец выступают для ребёнка в нескольких значениях:
- как способ эмоциональной поддержки, без которого ребёнок ощущает себя одиноким беззащитным;
- как власть, когда родители являются теми, кто даёт поощрение или наоборот наказание;
- как образец, пример того, как нужно себя вести;
- как старший товарищ, человек которому можно рассказать ценную информацию, доверить секрет.
Таким образом можно сделать вывод о том, что взрослые хоть и являются значимыми для старшеклассников в этом возрасте, но их функции трансформируются. Взрослые приобретают поддерживающую в трудных ситуациях функцию для старшеклассника, выступают в роли «друга» для него, нежели надзирателя и воспитателя. Что касается друзей, сверстников, они становятся для старшеклассника все более значимыми, кому можно доверить секреты. Что касается психосоциального развития, то очевидно, что данный возраст характеризуется устойчивостью во взглядах, нормализацией самооценки, в когнитивном плане старшеклассник научается анализировать, обобщать информацию, запоминание становится опосредованным. Чувства и эмоции старших школьников становятся более устойчивыми, и они научаются к этому возрасту их контролировать, нежели в подростковом возрасте. Происходит переоценка ценностей, если раньше дети не зацикливались на учебе, то теперь к нам приходить понимание, что учебная деятельность необходима для их дальнейшего развития и становления. Именно так характеризуется старший школьный возраст.
Подводя итоги, следует отметить, что система, которую представляет семья, очень хрупка - нарушение или изменение любой ее составляющей непосредственным образом затрагивает всех членов семьи. Ведь любая семейная система складывается из множества частей – личностей каждого ее члена, особенностей тех семей, откуда они родом, взаимоотношений, совместного опыта, принятых решений и много, многого другого. Недаром, именно семья зачастую делает человека глубоко несчастным. За многими жизненными проблемами человека стоят проблемы его семьи. Однако не стоит забывать, что трудности в жизни каждого человека, особенности его характера, его потребности и увлечения также влияют на всю семью и не в последнюю очередь, благополучие нашей семьи зависит от нас самих.