РОЛЬ СЕМЕЙНОГО МИКРОКЛИМАТА В РАЗВИТИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
"РОЛЬ СЕМЕЙНОГО МИКРОКЛИМАТА В РАЗВИТИИ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ"
Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.
Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех? Роль семьи в воспитании ребенка.
Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка. Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируются в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?
Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет и видит в семье.
Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов, как это обычно делается. Возможна неполная семья, состоящая только из матери и ребенка, вполне полноценная с позиций психологии общения. Правда, достичь этого труднее, чем в большой полносоставной семье с бабушками и дедушками, где это происходит естественно и как бы само собой в силу существующих в семье традиций и жизненного уклада. В то же время нередки случаи выраженного недоразвития детей по причине ущербности общения в семье, несмотря на ее, казалось бы, благополучие, образованность родителей и т. д.
Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это главное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем значимее для него непосредственное обнаружение родительской любви.
И на протяжении всего дошкольного возраста ребенок не перестает нуждаться в постоянном подкреплении этой уверенности в любви со стороны родителей. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку.
Не надо бояться, что ласки, поцелуи и другие эмоционально-физические контакты могут быть чрезмерными и сделают из малыша разбалованного неженку. Это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно если по каким-то причинам он испытывает психологический дискомфорт, например во время болезни или в каких-то незнакомых, непривычных условиях.
Правда, следует учитывать, что всему свое время - и ласкам тоже. Поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение.
В то же время не зря говорилось о бескорыстной любви, так как любовь тоже бывает разная, в том числе эгоистическая, неистинная. Бывает так, что любят не ребенка, а свои чувства к нему. Это значит, что любят самого себя, отраженного в ребенке, свои замыслы и пристрастия, в которые как-то включен ребенок. Такая любовь может принести много зла.
Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком.
Можно выделить два основных типа отношений к детям.
В одном случае главным ориентиром является ребенок, а в другом - взрослый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.
Как же достичь взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного? На такие вопросы нельзя дать универсальный ответ. Главный секрет воспитания в том и состоит, что для этого как раз ничего специально делать не нужно. Напротив, следует довериться естественному ходу жизни, прислушиваясь к глубокому внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознавать, где мы движимы бескорыстной любовью, а где - себялюбием и предрассудками. Естественный ход событий таков, что ребенок становится центром всей жизни семьи еще до своего рождения.
Физическая пуповина, связывающая ребенка с матерью, рвется при его рождении, однако эмоциональная связь между ними сохраняется еще долгое время. Во всяком случае, на протяжении дошкольного возраста она обязательно должна быть.
Если мы будем потакать всем прихотям и капризам детей, если не будем должным образом реагировать на их проказы и проступки, то этим самым можем принести им много вреда. Ведь есть совершенно недопустимые вещи, которые должны немедленно пресекаться. Есть ситуации, когда правильней и по-человечески понятнее, в том числе и самому ребенку, будет непосредственная эмоциональная реакция на его проступок. Нельзя не реагировать на действия детей, унижающие достоинство другого человека, намеренно причиняющие кому-либо боль или вред.
Детям крайне нужно общение с другими детьми. Дошкольное образовательное учреждение может и должно восполнить эту сторону жизни ребенка.
Общение детей между собой, особенно в разновозрастных коллективах, позволяет на деле реализовать потенциал личностной свободы ребенка, воплотив его в самостоятельность детей, в умение общаться, в навыки собственной инициативной деятельности, в творческие способности и приобщение к ценностям общечеловеческой культуры.
Воспитание не требует каких-то специально организованных занятий с детьми, хотя ребенок как личность развивается и тогда, когда вы учите его строить и рисовать, и когда читаете ему книгу, едете с ним в троллейбусе, смотрите телевизор. Важно, чтобы это было вашим общим делом, понятным и близким ребенку. Конечно, каждый такой вид деятельности имеет свою специфику и накладывает определенные требования на ваше общение с ребенком.
Нам, взрослым, необходимо суметь взглянуть на мир глазами наших детей и сделать их интересы нашими собственными.