РУС БЕЛ ENG

В помощь учащимся при выборе будущей профессии

В помощь учащимся при выборе будущей профессии

Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. Выбор начальной профессии в значительной степени определяет будущую карьеру, стиль и образ жизни. И хотя на планирование карьеры молодых людей все большее влияние оказывает имущественное и социальное положение родителей, многое зависит от их собственных усилий – отношения к учебе, целеустремленности, что в немалой степени определяет возможность трудоустройства по специальности и самореализации в профессиональной сфере

Обратиться за помощью в выборе профессии учащиеся могут к своим классным руководителям, учителям-предметникам.

Также полезную информацию вы можете найти самостоятельно с помощью следующих интернет-ресурсов:

http://www.kudapostupat.by – информационный ресурс для абитуриентов. Представлена информация о ВУЗах и ССУЗах Беларуси, специальностях и квалификациях, централизованном тестировании, правилах и особенностях приема, днях открытых дверей в учреждениях образования, полезные статьи.

http://www.abiturient.by – сайт, на котором представлена информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь. Можно узнать о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год.

www.rikz.unibel.by – сайт Республиканского института контроля знаний.

На сайте представлена вся информация о сроках проведения централизованного тестирования, о новых правилах, также на нем можно узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования.

 

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах и осознание необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

 

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

  1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

Ø выбор профессии за компанию;

Ø перенос отношения к человеку на саму профессию;

Ø отождествление учебного предмета с профессией;

Ø ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

Ø неумение определить путь получения профессии.

 

  1. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

Ø незнание или недооценка своих физических особенностей;

Ø незнание или недооценка своих психологических особенностей;

Ø неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

 

  1. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

Ø увлечение только внешней стороной профессии;

Ø предубеждение в отношении престижности профессии;

Ø незнание требований профессии к человеку;

Ø устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

 

 

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.