В помощь учащимся при выборе будущей профессии
В помощь учащимся при выборе будущей профессии
Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. Выбор начальной профессии в значительной степени определяет будущую карьеру, стиль и образ жизни. И хотя на планирование карьеры молодых людей все большее влияние оказывает имущественное и социальное положение родителей, многое зависит от их собственных усилий – отношения к учебе, целеустремленности, что в немалой степени определяет возможность трудоустройства по специальности и самореализации в профессиональной сфере
Обратиться за помощью в выборе профессии учащиеся могут к своим классным руководителям, учителям-предметникам.
Также полезную информацию вы можете найти самостоятельно с помощью следующих интернет-ресурсов:
http://www.kudapostupat.by – информационный ресурс для абитуриентов. Представлена информация о ВУЗах и ССУЗах Беларуси, специальностях и квалификациях, централизованном тестировании, правилах и особенностях приема, днях открытых дверей в учреждениях образования, полезные статьи.
http://www.abiturient.by – сайт, на котором представлена информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь. Можно узнать о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год.
www.rikz.unibel.by – сайт Республиканского института контроля знаний.
На сайте представлена вся информация о сроках проведения централизованного тестирования, о новых правилах, также на нем можно узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования.
ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО — потребности общества в кадрах и осознание необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
- НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
Ø выбор профессии за компанию;
Ø перенос отношения к человеку на саму профессию;
Ø отождествление учебного предмета с профессией;
Ø ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
Ø неумение определить путь получения профессии.
- НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
Ø незнание или недооценка своих физических особенностей;
Ø незнание или недооценка своих психологических особенностей;
Ø неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
- НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
Ø увлечение только внешней стороной профессии;
Ø предубеждение в отношении престижности профессии;
Ø незнание требований профессии к человеку;
Ø устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ
- Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
- Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
- Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
- Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
- Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
- Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
- определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
- выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
- сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
- ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
- соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
- узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
- ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
- проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.