РУС БЕЛ ENG

Родительское собрание по профориентации  «Выбор профессии – дело серьезное»

 

 

 

 

 

Родительское собрание по профориентации

 «Выбор профессии – дело серьезное»

 

 

 

 

 

Подготовила

Сидорович Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

«Выбор профессии – дело серьезное»

 

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.

Задачи:

  • изучить особенности профессионального самоопределения подростков;
  • развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
  • побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Предварительная работа: подготовка информационно-диагностической базы данных:

 

                                    Анкета 1 ( для уч-ся)

  1. Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости)
  2. Назовите преимущества вашей будущей профессии.
  3. Назовите минусы вашей будущей профессии.
  4. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.
  5. Назовите ваши качества характера, которые могут помешать приобрести любимую профессию.
  6. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:

         А) родители                              е) книги и фильмы

          Б) родственники                     ж) жизненные обстоятельства

          В) учителя                               и) встречи с интересными людьми

          Г) друзья                                  к) способности

          Д) знакомые                            м) самостоятельный выбор

 

 

                                       Анкета 2 (для уч-ся)

         Ученикам предлагается выбрать из приведенного списка профессий только те, которые они могут распределить на две полярные группы:

Профессия, которая мне нравится

Профессия, которую мне советуют выбрать родители.

 

  • Юрист, спортсмен, бизнесмен
  • Экономист, воспитатель, банкир
  • Врач, пожарный, искусствовед
  • Учитель, переводчик
  • Психолог, повар, работник сферы обслуживания
  • Водитель, официант, сельскохозяйственный рабочий
  • Инженер, экскурсовод, лесничий
  • Программист, менеджер
  • Музыкант, машинист
  • Артист, военный, преподаватель
  • Строитель, преподаватель, ветеринар
  • Шахтер, социальный работник, библиотекарь.

 

                                  Анкета 3  (для родителей)

  1. Обсуждали ли Вы со своим ребенком проблему выбора профессии?
  2. Какую профессию выбирает Ваш ребенок?
  3. Что вы ему советуете?
  4. Совпадают ли Ваши интересы и точки зрения на выбранную профессию?
  5. Что служит Вашим аргументом в выборе профессии Вашим ребенком?
  6. Если ребенок будет настаивать на собственном выборе профессии, будете ли Вы ему препятствовать?

 

                                   Анкета 4  (для родителей)

Эту анкету можно предложить всем родителям или тем, кто участвует в выступлениях на собрании.

  1. Довольны ли Вы выбранной профессией?
  2. Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
  3. Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?
  4. Что интересного в Вашей профессии?
  5. Если бы начать жизнь сначала, вы бы поменяли свою профессию на другую?

 

ХОД  СОБРАНИЯ:

  • Открытие собрания. Вступительное слово учителя.

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.

В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути

 

  • Анализ диагностических материалов, которые были подготовлены на основе опроса уч-ся. На доске – список самых преимущественных, по мнению уч-ся, профессий.
  • Выступление родителей по проблемным вопросам анкеты 4.
  • Психологический практикум для родителей

 

Проверьте себя, как вы ориентируетесь в новых профессиях.

  1. Логистик: а) занимается логикой; б) организует транспортировку продукции; в) организует конференции и научные саммиты.
  2. Веб-мастер: а) работает на компьютере; б) разрабатывает программы; в) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.
  3. Маркетолог: а) работает на рынке ценных бумаг; б) изучает рынок труда; в) изучает рынки сбыта товаров.
  4. Фандрайзер: а) ищет деньги и другие возможности для организаций; б) фанат, которого нанимает звезда; в) изучает пути развития предприятия.
  5. РР-агент: а)связан с политикой; б)специалист по рекламе и связям с общественностью; в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

 

Правильные ответы и комментарии:

1-б. Спрос на эту профессию растет; от специалиста требуются базовое экономическое образование и курсы специализации.

2-в. Профессия на пике востребованности; легко переквалифицироваться в менеджера информационным технологиями, получив образование в области экономики или управления.

3-в. Постоянно высокий спрос на профессию. Наиболее успешен специалист, обладающий способностью к анализу и письменному изложению его результатов, имеющий экономическое+инженерно-техническое образование.

4-а. Спрос на профессию постоянно высок. От специалиста требуется умение общаться, уверенность в себе, аналитические способности, интуиция.

5-б. Второе, российское название – пресс-секретарь. Необходимо гуманитарное образование (политолог, журналист). Профессия пользуется широким и неизменным спросом.

 

Подсчитайте количество правильных ответов:

Больше 3 – владеете всей информацией;

2-3 – недостаточно информированы;

0-1–плохо ориентируетесь в мире профессий.

 

 

  • Родителям можно предложить памятку «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии»
  1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком)
  2. Пренебрежение к профессиям, которые не престижны, хотя и значимы в жизни.
  3. Отсутствие своего мнения и принятия решения не по собственной воле, а по требованию родителей.
  4. Перенос отношения к конкретному человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.
  5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
  7. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
  8. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
  9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
  10. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

 

Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе следующее:

  • Свои интересы к профессии
  • Свои способности
  • Свои склонности
  • Степень своей профессиональной пригодности (здоровье)

 

Подводится итог собрания, определяются задачи на будущее, а также мероприятия, которые нужно провести для того, чтобы помочь ребенку выбрать профессию, соответствующую не только желаниям, но и возможностям.