Родительское собрание по профориентации «Выбор профессии – дело серьезное»
Родительское собрание по профориентации
«Выбор профессии – дело серьезное»
Подготовила
Сидорович Ю.А.
«Выбор профессии – дело серьезное»
Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.
Задачи:
- изучить особенности профессионального самоопределения подростков;
- развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
- побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.
Предварительная работа: подготовка информационно-диагностической базы данных:
Анкета 1 ( для уч-ся)
- Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости)
- Назовите преимущества вашей будущей профессии.
- Назовите минусы вашей будущей профессии.
- Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.
- Назовите ваши качества характера, которые могут помешать приобрести любимую профессию.
- Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:
А) родители е) книги и фильмы
Б) родственники ж) жизненные обстоятельства
В) учителя и) встречи с интересными людьми
Г) друзья к) способности
Д) знакомые м) самостоятельный выбор
Анкета 2 (для уч-ся)
Ученикам предлагается выбрать из приведенного списка профессий только те, которые они могут распределить на две полярные группы:
Профессия, которая мне нравится |
Профессия, которую мне советуют выбрать родители. |
- Юрист, спортсмен, бизнесмен
- Экономист, воспитатель, банкир
- Врач, пожарный, искусствовед
- Учитель, переводчик
- Психолог, повар, работник сферы обслуживания
- Водитель, официант, сельскохозяйственный рабочий
- Инженер, экскурсовод, лесничий
- Программист, менеджер
- Музыкант, машинист
- Артист, военный, преподаватель
- Строитель, преподаватель, ветеринар
- Шахтер, социальный работник, библиотекарь.
Анкета 3 (для родителей)
- Обсуждали ли Вы со своим ребенком проблему выбора профессии?
- Какую профессию выбирает Ваш ребенок?
- Что вы ему советуете?
- Совпадают ли Ваши интересы и точки зрения на выбранную профессию?
- Что служит Вашим аргументом в выборе профессии Вашим ребенком?
- Если ребенок будет настаивать на собственном выборе профессии, будете ли Вы ему препятствовать?
Анкета 4 (для родителей)
Эту анкету можно предложить всем родителям или тем, кто участвует в выступлениях на собрании.
- Довольны ли Вы выбранной профессией?
- Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
- Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?
- Что интересного в Вашей профессии?
- Если бы начать жизнь сначала, вы бы поменяли свою профессию на другую?
ХОД СОБРАНИЯ:
- Открытие собрания. Вступительное слово учителя.
Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.
В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути
- Анализ диагностических материалов, которые были подготовлены на основе опроса уч-ся. На доске – список самых преимущественных, по мнению уч-ся, профессий.
- Выступление родителей по проблемным вопросам анкеты 4.
- Психологический практикум для родителей
Проверьте себя, как вы ориентируетесь в новых профессиях.
- Логистик: а) занимается логикой; б) организует транспортировку продукции; в) организует конференции и научные саммиты.
- Веб-мастер: а) работает на компьютере; б) разрабатывает программы; в) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.
- Маркетолог: а) работает на рынке ценных бумаг; б) изучает рынок труда; в) изучает рынки сбыта товаров.
- Фандрайзер: а) ищет деньги и другие возможности для организаций; б) фанат, которого нанимает звезда; в) изучает пути развития предприятия.
- РР-агент: а)связан с политикой; б)специалист по рекламе и связям с общественностью; в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Правильные ответы и комментарии:
1-б. Спрос на эту профессию растет; от специалиста требуются базовое экономическое образование и курсы специализации.
2-в. Профессия на пике востребованности; легко переквалифицироваться в менеджера информационным технологиями, получив образование в области экономики или управления.
3-в. Постоянно высокий спрос на профессию. Наиболее успешен специалист, обладающий способностью к анализу и письменному изложению его результатов, имеющий экономическое+инженерно-техническое образование.
4-а. Спрос на профессию постоянно высок. От специалиста требуется умение общаться, уверенность в себе, аналитические способности, интуиция.
5-б. Второе, российское название – пресс-секретарь. Необходимо гуманитарное образование (политолог, журналист). Профессия пользуется широким и неизменным спросом.
Подсчитайте количество правильных ответов:
Больше 3 – владеете всей информацией;
2-3 – недостаточно информированы;
0-1–плохо ориентируетесь в мире профессий.
- Родителям можно предложить памятку «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии»
- Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком)
- Пренебрежение к профессиям, которые не престижны, хотя и значимы в жизни.
- Отсутствие своего мнения и принятия решения не по собственной воле, а по требованию родителей.
- Перенос отношения к конкретному человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.
- Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
- Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
- Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
- Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
- Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
- Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.
Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе следующее:
- Свои интересы к профессии
- Свои способности
- Свои склонности
- Степень своей профессиональной пригодности (здоровье)
Подводится итог собрания, определяются задачи на будущее, а также мероприятия, которые нужно провести для того, чтобы помочь ребенку выбрать профессию, соответствующую не только желаниям, но и возможностям.