Опросник профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
Опросник профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
Опросник представляет собой 24 предложения, которые надо завершить одним из трех вариантов. Простая и удобная в обработке и интерпретации, методика выявляет склонности к работе с людьми, исследовательским, практическим, эстетическим, экстремальным, планово-экономическим видам деятельности.
Инструкция
При выборе профессии важно учитывать свои склонности, то есть влечения к каким-либо занятиям. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов — «а», «б» или «в» — и отметьте его в бланке. Если ничего не подходит может и не выбирать?
№ |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
1 |
А |
|
|
Б |
|
В |
2 |
|
А |
|
Б |
В |
|
3 |
А |
Б |
|
В |
|
|
4 |
|
|
А |
|
Б |
В |
5 |
А |
Б |
В |
|
|
|
6 |
А |
Б |
|
|
|
В |
7 |
|
А |
Б |
В |
|
|
8 |
А |
|
|
|
Б |
В |
9 |
|
А |
|
Б |
В |
|
10 |
|
|
|
А |
Б |
В |
11 |
А |
Б |
В |
|
|
|
12 |
|
|
А |
Б |
В |
|
13 |
А |
|
|
|
Б |
В |
14 |
|
А |
|
Б |
В |
|
15 |
А |
|
Б |
|
В |
|
16 |
А |
|
Б |
|
|
В |
17 |
|
|
|
А |
Б |
В |
18 |
А |
Б |
В |
|
|
|
19 |
|
|
А |
|
Б |
В |
20 |
А |
|
Б |
|
|
В |
21 |
|
А |
Б |
В |
|
|
22 |
|
А |
Б |
В |
|
|
23 |
|
А |
|
Б |
|
В |
24 |
А |
|
|
|
Б |
В |
∑ |
|
|
|
|
|
|
- Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
- В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
- Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
- Я скорее соглашусь стать
а) механиком;
б) спасателем;
в) бухгалтером.
- Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
- Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
- На технической выставке меня больше привлечет
а) устройство экспонатов;
б) их практическое применение.
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
- В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие;
б) смелость;
в) аккуратность.
- В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
- В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
- Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
- Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
- В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
- Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
- Мне хотелось бы работать
а) с людьми;
б) с машинами и механизмами;
в) с объектами природы.
- Школа в первую очередь должна учить
а) общению с другими людьми;
б) навыкам работы;
в) навыкам планирования своей жизни.
- Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
- Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
- Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
- Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
- Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
- В свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
- Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
- Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10—12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.
7—9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.
4—6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.
0—3 баллов — профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов — это шесть видов деятельности.
I — Склонность к работе с людьми
Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным). Требования к профессионалу: интерес и терпимость к людям, тактичность, развитый эмоциональный интеллект.
II — Склонность к исследовательской деятельности
Профессии, связанные с разработкой новых идей и технологий в любой отрасли. Требования к профессионалу: хорошая теоретическая подготовка, интуиция, развитый интеллект, самостоятельность и гибкость мышления.
III — Склонность к практической деятельности
Производство и обработка материалов; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов и конструкций; управление техникой; изготовление изделий. Требования к профессионалу: теоретические знания, практические навыки, сила, выносливость.
IV — Склонность к эстетическим видам деятельности
Творческие профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью, требуют наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских и др).
V — Склонность к экстремальным видам деятельности
Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедициями, охранной, спасательной и оперативной деятельностью, службой в армии. Требования к профессионалу: хорошая физическая подготовка, смелость, самоотверженность.
VI — Склонность к планово-экономическим видам деятельности
Профессии, связанные с расчетами и планированием, делопроизводством, анализом и преобразованием информации любого рода. Требования к профессионалу: аккуратность, исполнительность, ответственность.