Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними
Рекомендации по профилактике жестокого обращения с
несовершеннолетними
Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для
педагогических работников и родителей.
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей,
воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью
ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное,
психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы
(пренебрежение основными потребностями ребенка).
Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка
необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм
физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации,
включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или
любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку
ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование,
передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого
обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что
насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают
негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию,
порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному
унижению со стороны педагогов или сверстников
1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не
сделал, чтобы предотвратить случившееся.
2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в
отношениях.
3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.
Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию
1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени
происшествия.
2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит,
что, когда и кому он расскажет о случившемся.
4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно.
Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
5. Помогите определить основную трудность, проблему.
6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
7. Способствуйте повышению самооценки.
8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним
найдите выход их создавшегося положения.
10. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в
котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не
сможет мобилизовать свои собственные силы.
12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми,
поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от
своего постоянного окружения, близких людей.
13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить
чувства, снять напряжение.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие
заподозрить жестокость по отношению к ребенку
Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести
ясность в произошедшее.
Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива
обращения за помощью исходит от постороннего лица.
Обвинение в травмах самого ребенка.
Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее
преувеличению или преуменьшению.
Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с
ребенком.
Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью
ребенка.
Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических
черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А
каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?
Мотивы проблемного поведения детей:
1. Борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания,
которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия,
то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями,
чем никакого.
2. Борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или
опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве,
своеволии, действии наперекор.
3. Желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо,
пусть и вам будет плохо.
4. Потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки,
ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и
внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.
При использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к
агрессивному поведению!!!
Следует учитывать следующие недостатки наказаний:
1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит,
что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется
наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.(
Например, если на ребенка повышают голос дома - это может ему понравиться, так
как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников,
т.е. выделяет его).
3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или
обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
Информация родителям
Пренебрежение основными нуждами ребенка(моральная жестокость)
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со
стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также
недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его
здоровье и развитие нарушаются.
Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья,
образования, медицинской помощи;
- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
- отсутствие внимания и любви к ребенку и др.
Последствия моральной жестокости у детей
Внешние проявления:
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
- нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
- отставание в весе и росте от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
- запущенный кариес;
- отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
- постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
- неумение играть;
- постоянный поиск внимания/участия;
- частые пропуски школьных занятий;
- крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в
"псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен;
- гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет
общаться;
- склонность к поджогам, жестокость к животным;
- мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость)
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость)
- это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о
нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в
результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Причинами неудовлетворения
основных потребностей ребенка могут служить:
- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья,
образования, медицинской помощи;
- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
- отсутствие внимания и любви к ребенку и др.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:
алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не
имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем
жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;
перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
Последствия моральной жестокости у детей
Внешние проявления
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
- нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
- отставание в весе и росте от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
- запущенный кариес;
- отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
- постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
- неумение играть;
- постоянный поиск внимания/участия;
- частые пропуски школьных занятий;
- крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в
"псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен;
неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
- склонность к поджогам, жестокость к животным;
- мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
II. Что должны знать дети, чтобы защитить себя
Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он
окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии
реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично
прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит
только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не
злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия
частей тела, включая половые органы.
Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова,
которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для
обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло,
чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела
является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может
прикасаться к ней без его согласия и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части
тела других людей. Необходимо научить ребенка:
- доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом он сможет распознать
возможную опасность и избежать ее;
- уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения.
При этом следует объяснить, что:
- хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит,
или как дружеские рукопожатия;
- плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания,
от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу;
- смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают
непривычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как
хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго.
Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает
недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части
тела.
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок
должен:
- громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;
- убежать;
- рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать
взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и
вправе требовать послушания.
Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность
является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в
случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать
дверь, когда он моется в ванной.
Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок
может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право
ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже
со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку.
Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как
выражение теплых чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать
детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку
вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться
сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые
помогают избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а
секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми,
должна насторожить.
Взаимоотношения с посторонними
Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В
каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям
избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:
- входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь
посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;
- самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть
фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет
дома;
- несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в
отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической
ситуации;
- рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных
служб;
- нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего
телефона и почтовый адрес;
- если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная
секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут; -
выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко
запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве
сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.
Рекомендации родителям «Как оградить ребенка от насилия»
Советы для самых маленьких
Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того
чтобы он твердо запомнил следующие правила
Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом
просит – немедленно расскажи родителям
Всегда играй в компании друзей
Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-
то идти
Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают
пароль
Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если
это случилось
Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
В случае нападения беги к зданию с вывеской «Здесь можно вызвать милицию».
Советы для детей младших классов
Всегда сообщай родителям, куда ты идешь
Всегда гуляй в компании друзей
Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью
Не принимай подарков от незнакомцев
Если кто - то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения
у родителей
Если испугался – беги к людям
Ни с кем не обсуждай своих проблем, как бы плохо тебе не было
Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь
Если кто – то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию а затем открой окно
и кричи, зови на помощь
Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи
близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути
Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это
попробует сделать
Если кто - то испугал тебя, сразу иди в безопасное место, туда, где много людей
Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь
приглашают
Советы для подростков
НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, поговори с
преподавателем, или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома ты
окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе,
порнографии или проституции
Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда
ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, вы – простая цель для негодяя,
который притворно будет заботиться о тебе
Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь
осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если
хочешь подработать, найди работу через знакомых.
Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если
они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали
Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами
Гуляй в группах или с другом
Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об
изменении планов
Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать
это тому, кто это попробует сделать
Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины
Памятка (подростку)
Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:
1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля,
в котором вы уверены.
2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если
вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.
3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это
может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.
4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.
5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать
в любой ситуации.
6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим
вы можете задеть чувство другого.
7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки,
то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше
контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного
транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер
автомашины.
8. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия.
Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например
неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если
кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта,
который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно
разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя
с вами как хороший знакомый, хотя это не так. Обращая внимание на знаки подобного
рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке,
но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то
впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.
9. Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто
игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом,
лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
Памятка родителям
Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!
Физические наказания:
1.Преподают ребенку урок насилия
2. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он
любим
3. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители,
таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что
его самого били в детстве
4. Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства:
"Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию
5. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и
проявляется только позже.
6. Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим,
ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок из этого выносит ребенок?
1.Ребенок не заслуживает уважения.
2. Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка
желанию наказывать, в свою очередь других).
3. Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно
для иммунной системы).
4. Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
5. Отрицание чувств - нормальное здоровое явление.
6. От взрослых нет защиты.
Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?
1.Насмешками над слабыми и беззащитными
2.Драками с одноклассниками
3.Унижением девочек, символизирующих мать
4. Плохим отношением к учителю
5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные
чувства ярости и гнева.
Рекомендации родителям
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА
1. Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать "Нет" любому взрослому, если
почувствует исходящую от него опасность
2. Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой
папа!"), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и
отпугнет преступника
3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и
звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются
4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-
то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя
5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к
незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль
6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем
одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий
ребенок
7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая
международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен
знать наизусть
8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание
внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или
будет похищен
9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним
случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда
не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен