Дети группы риска
«Дети группы риска»
Суицид – это смерть, вызванная умышленным актом самоповреждения, нацеленным на смертельный исход. Суицидальное поведение охватывает спектр поведения от попытки самоубийства и подготовительного поведения до завершенного самоубийства. Суицидальные мысли относятся к процессам обдумывания, рассмотрения или планирования самоубийства.
Риску суицида подвержены подростки с определенными психологическими особенностями:
- эмоционально чувствительные, ранимые;
- настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
- негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
- склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
- склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
- пессимистичные;
- замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Реальные признаки для родителей, по которым они могут узнать, что ребенок попал в «группу смерти»:
- Подросток постоянно использует телефон, планшет, ноутбук или компьютер для общения с кем — то в социальных сетях;
- Подросток меньше общается с другими детьми, становиться замкнутым;
- Подросток больше времени, чем ранее, начинает проводить время в одиночестве, отказываясь идти гулять или общаться с семьей, пытается оставаться наедине с собой;
- Подросток рисует на своем теле, на школьной доске, да и где только можно китов и бабочек;
- Подросток причиняет себе боль различными предметами (ножом, стеклом, лезвием, иглой, листом бумаги, прижигает себя тлеющей сигаретой), наносит самоповреждения, в том числе вырезая на теле красивые предметы (в основном бабочек и китов);
- Подросток интересуется способом лишения себя жизни, «присматривается» к ним. К этим способам можно отнести поднятие на высоту и созерцание подолгу вниз, завязывание и затягивание удавки на шее, удерживание дыхания под водой;
- Подросток постоянно хочет спать, становится пассивным, безучастным;
- Подросток постоянно ест или, наоборот, отказывается от еды.
Родителям на заметку!
- Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
- Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.
Предложить ребенку свою помощь или вместе обратиться к специалисту: психиатру, психологу, любому, на ваш взгляд, жизненно-опытному человеку. Надо бросить все свои дела и быть с подростком неотступно, если чувствуете, что что-то не так. Возможно, ваше вмешательство вызовет агрессию или грубое поведение - не бойтесь. Пусть он кричит, ругается, плачет, главное, чтобы его загнанное отчаяние вышло наружу.
К каждой попытке самоубийства нужно относиться со всей серьезностью, какой бы безвредной и легкомысленной она не казалась.
Вообще нельзя игнорировать чужие страдания хотя бы в меру своих душевных сил. Потому что вы можете оказаться тем последним человеком, который в состоянии протянуть руку помощи самоубийце.