РУС БЕЛ ENG

Конкурс знатоков прав человека «Что? Зачем» Почему?»

Конкурс знатоков прав человека «Что? Зачем» Почему?»

Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами, обязанностями и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;
  2. Познакомить учащихся с помощью литературных героев с правами и обязанностями;
  3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
  4. Сформировать понимание учащимися того, что жизнь современного общества, во всех сферах, регулируется законами, и человек в обществе не может быть свободен от действия этих законов;
  5. Воспитывать уважительное отношение к правам и свободам как собственным, так и других членов общества;

Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры из 5 туров. На каждом этапе команда набирает баллы.

Оформление, оборудование и инвентарь.

  • Компьютер, проектор.
  • Столы по количеству команд;
  • Листы с заданиями

Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.

Признаки правонарушения:

·        действие или бездействие;

·        противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);

·        виновное поведение человека;

·        причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.);

·        совершение деяния дееспособным лицом.

Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.

Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания. Проступок  –  правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания неуголовного характера – штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Ход игры

  1. Тур. Блиц-турнир.

Вспомним правовую терминологию. Я задаю вам по очереди вопросы, вы отвечаете. Каждый правильный ответ один балл. 

  • Кто выступает защитником в суде? (адвокат)
  • Кто дает санкцию на обыск, арест? (прокурор)
  • Основной закон любого государства? (конституция)
  • Поведение человека, нарушающее нормы права? (правонарушение)
  • Опасные виды правонарушений, за которые следует суровое наказание? (преступление)
  • Нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке? (Закон)
  • Тайное хищение имущества? (кража)
  • Основной документ, удостоверяющий личность гражданина? (паспорт)
  • Гражданин, которому причинен моральный, физический или имущественный вред? (потерпевший)
  • Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого? (арест)
  • Место специального пребывания для учащихся, совершивших неоднократно противоправные действия? (спецшкола, спецучилище)

 

  1. Тур. «Закон есть закон»
  2. Основная задача государства установить правовой порядок и законность на территории страны, которые позволили бы гражданам жить в безопасности и процветании.
    • Что такое закон? (нормативно-правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.)
    • Может ли существовать государство без законов?
    • Почему необходимо соблюдать законы?
    • Чем опасны и вредны для общества нарушения законов?
    • Возможно ли частичное исполнение законов, в зависимости от жизненных ситуаций человека?

Каждая из групп обсуждает и отвечает на вопросы. Затем общая групповая дискуссия по теме. Кто даст более полный, и правильный аргументированный ответ - получает большее количество баллов.

  1. Существует четыре вида ответственности: 
    • Дисциплинарная ответственность
    • Гражданско-правовая ответственность
    • Административная ответственность
    • Уголовная ответственность
  2. Какие из перечисленных действий на Ваш взгляд, являются административными правонарушениями, а какие преступлениями? (Отвечает каждая команда по очереди. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл)

Угон автомобиля, вымогательство денег, переход улицы на запрещающий знак светофора, кража личного имущества, распитие спиртных напитков в общественных местах, кража государственного имущества, неповиновение законному требованию работника милиции, изготовление и ношение холодного и огнестрельного оружия, нахождение несовершеннолетних без сопровождения взрослых после 22.00.

3.Тур «Как не стать жертвой преступления?»

 

Ситуация 1. Вы один дома. Вдруг вы слышите, что кто-то пытается открыть входную дверь. Никто из родных не должен прийти. Как вы поступите?

(Громко спросить «Кто там?» Если ответа не последовало, а дверь продолжают пытаться открыть, вызывайте милицию по телефону, четко назвав свой адрес. Если телефона нет, выходите на балкон, или из окна зовите соседей или прохожих на помощь. Попросите вызвать милицию.)

Ситуация 2: Вы один дома. Звонок в дверь. В глазок вы видите, что стоит незнакомый человек. На вопрос «Кто там?» последовал ответ: «Милиция, откройте» Как вы поступите?

(Не открывать дверь, даже если вам предлагают посмотреть документы. Спросите по какому вопросу и попросите зайти в другое время, когда родители будут дома или попросите разрешения самим прийти в отделение милиции и в какое время).

 

Ситуация 3На улице к вам подошел незнакомый мужчина и спросил где находится поликлиника, больница или что-то другое. Вы сказали, что знаете. Тогда он предложил сесть в машину и показать дорогу. Как вы поступите?

Расскажите, как проехать, но садиться в машину не надо. Откажитесь под благовидным предлогом (Спешите или наоборот ждете кого-нибудь и т.п.).

Ситуация 4: Во дворе вас по имени окликнула незнакомая женщина. Назвав свое имя она сказала, что она подруга матери и называет имя матери, что она разговаривала с матерью по телефону и та попросила её подождать у вас в квартире. Как вы поступите?

(Перезвоните маме и узнайте, когда она придет и сообщите, что её дожидаются, если она удивится, следовательно, женщина самозванка, мошенница или воровка).

4.Тур: «Знаешь ли ты права человека?»

–  Как только ребёнок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны и наделяется правами с самого рождения. Конвенция о правах ребёнка даёт каждому ребенку возможность оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.

Вы вспомнили основные права ребенка, а теперь задание:

В каждом из приведенного эпизода скажите какое из прав было нарушено или наоборот использовано?

Команды отвечают по очереди.

  • Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку Папы  Карло,  нарушил его права на … (неприкосновенность жилища).
  • Буратино, схватив крысу  Шушеру  за хвост, нарушил её право на … (личную неприкосновенность).
  • Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница», отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на … (свободное передвижение).
  • Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).
  • Является ли Маугли, из сказки Р.Киплинга, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком, имеющим права? (Да,ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.).
  • Мачеха, с утра до ночи, заставляет Золушку трудиться, запрещая ей играть и отдыхать. Какие права золушки нарушены? (Статья 24, право на отдых и досуг).

5 тур «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

(распределить права и обязанности школьников)

  1. Бесплатное образование
  2. Активность в приобретении знаний
  3. Уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. Удобное рабочее место
  5. Посещать школу в предназначенное для этого время
  6. Защита личной собственности
  7. Посещение школьных мероприятий
  8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
  9. Вести себя корректно на переменах и на уроках
  10. Деловое сотрудничество с учителем
  11. Соблюдать ПДД, а также технику безопасности
  12. Беречь школьное имущество.

Подведение итогов. Рефлексия.

(Понравилось? Не понравилось? Почему? Что было интересно? Что узнали нового?)

 

поделиться в: