РУС БЕЛ ENG

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»

 

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в будущем профессиональном определении детей.

Задачи:

  • развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
  • побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Ход собрания:

 

  1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые папы и мамы, гости нашего собрания!

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. И у каждого из взрослых есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребенку.

Профориентация – это важно. Психологи утверждают, что неверно выбранная профессия делает человека несчастным, неудовлетворённость от работы способна довести человека до стресса и депрессии. Поэтому очень важно правильно выбрать дело, которым будете впоследствии заниматься.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым, стал успешным и счастливым, поэтому вопрос самоопределения и профориентации рано или поздно встаёт перед всеми. К сожалению, многие родители делают ряд классических ошибок.

Ошибка первая. Не давите.

Часто встречаются ситуации, когда родители имеют рабочие специальности, а ребёнок хочет поступать в институт, или, наоборот – оба родителя (а, возможно, и бабушки-дедушки) с высшим образованием, а ребёнок категорически заявляет: буду парикмахером или продавцом. Не стоит навязывать своё мнение, тем более что ваши аргументы ребёнку не всегда понятны. Для начала, поговорите, выясните, почему он принял такое решение. Часто дети поступают назло родителям. Выслушайте его аргументы, попробуйте их понять, возможно, мысли ребёнка покажутся вам, как минимум, интересными, а то и конструктивными.

Ошибка вторая. Престижно, значит, хорошо.

Не стоит выбирать профессию для ребёнка, исходя из её престижности. Если вы не владеете собственной фирмой, а ребёнок не щёлкает сложнейшие задачки с лёгкостью, не стоит отправлять его изучать экономику только потому, что это престижно. Тысячи юристов и экономистов остаются без работы, а учёба на престижных факультетах недешева.

Ошибка третья. Только я решаю, что хорошо, а что плохо.

Не думайте, что вы – единственный человек в мире, озабоченный судьбой вашего ребёнка. Учителя в школе тоже могут оказать значительное влияние на профориентацию учеников: начиная с первого класса, они рассказывают о мире профессий, проводят тестирования, которые помогают выявить склонности и способности детей, организуют игры, участвуя в которых, дети примеряют на себя разные виды деятельности. Пообщайтесь с учителями и школьным психологом, попросите показать вам психологическую карту ребёнка, обсудите с педагогом ту область, в которую вы планируете определить ваше чадо. Возможно, после такой беседы вы измените мнение. Не стоит заставлять ребёнка учиться на инженера, если у него гуманитарный склад ума, а вот из математика вряд ли получится хороший переводчик.

Никогда не рано

К сожалению, некоторые родители начинают задумываться о профориентировании ребёнка только перед окончанием школы. Однако специалисты советуют впервые задавать вопрос: «А кем ты хочешь быть?», когда ребёнку едва исполнится 3 года. Считается, что именно в этом возрасте ребёнок уже достаточно осознаёт окружающий мир и себя в нём, чтобы сформулировать своё видение вопроса. Даже если вы не верите в это, заметьте, насколько поменяется его осознание профессий со временем.

И главное – любите своего ребёнка, помогайте ему, сотрудничайте с ним, пытайтесь находить точки соприкосновения, и ваш ребёнок вырастет уверенным в себе, счастливым человеком!

 

  1. Цель и задачи профориентационной работы в начальной школе.

Цель профориентационной работы в начальной школе: расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к труду человека.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

1) сформировать у младших школьников ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, основанное на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, досуговой деятельности;

2) расширить первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;

3) разъяснять ученикам общественную значимость различных профессий, их важность и необходимость;

4) познакомить с особенностями социально-производительной инфраструктуры города;

5) привить элементарные трудовые навыки;

6) развивать мотивацию к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

7) выявлять общие тенденции в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами. 

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии, профессионального самоопределения в узком смысле. Но поскольку профессиональное  самоопределение взаимосвязано с развитием личности, то данный возраст можно рассматривать как подготовительный или пропедевтический. Психофизиологические особенности и возможности детей младшего школьного возраста определяют целевые установки профориентационной работы: воспитание трудолюбия, дисциплинированности, умение и желание работать сообща.

 

 

  1. Выступление педагога-психолога.

Тема выбора будущей профессии начинает обсуждаться с раннего детства. Вряд ли вы найдёте детское пособие, в котором этот вопрос будет обойдён стороной. Более того, ознакомление детей с профессиями – обязательный аспект государственных образовательных стандартов. И беседы с   детьми о профессиях должны быть увлекательными и наглядными. Вот несколько упражнений, которые родители могут использовать:

  • Знакомство с профессиями по дороге в школу или на прогулке.

Конечно, эта тема неоднократно будет обсуждаться на занятиях в школе, но повторить пройденное никогда не помешает. Методика беседы на прогулке очень проста: обращайте внимание на всех людей, занятых делом, и называйте ребенку их профессии.

Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии.

Проходите мимо стройки – беседуйте о профессии строителя.

Зашли по дороге в магазин – спросите у ребёнка: кто здесь работает?

Вернувшись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня. Закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать, например, строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву. Такая методика отлично подойдет для детей от 3 до 7 лет.

  • Игра «Назови профессии»

Эта понятная и занимательная игра порадует не только детей, но и взрослых. Правила очень несложные и играть можно на протяжении всего дня. Например, семья собралась за завтраком. Давайте посмотрим, что у нас на столе. Бутерброды, чай, омлет... Отличный повод поговорить о сельскохозяйственных профессиях. Откуда берутся яйца, сметана, хлеб? Кто работает на птицефабрике, в поле, на ферме? Кто смолол муку, испек хлеб и, наконец, доставил в магазин, где его и купил папа?

Таким же образом можно проследить создание любой вещи в доме, включая, например, книжку любимых детских стихов и рассказов. (Пришлось потрудиться огромной команде людей, начиная от автора, издателя, работников типографии и заканчивая продавцом книжного магазина, чтобы книга попала в руки читателя). Эта игра предназначена детям до 8 лет. 

  • Супергерои рядом с нами

Детям чуть постарше можно предложить составить список героических профессий. Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий:

- спасатели,

- милиция,

- пожарные,

- врачи (попросите назвать известные детям врачебные специальности),

- летчики,

- военные (уточните специальности),

 - машинисты поездов и так далее. 

  • Профессии в моей семье

Рассказы о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы. Особенно интересны будут рассказы о роде занятий прадедушек, прабабушек, если, конечно, такие сведения сохранились в семье.

Историю можно проиллюстрировать старинными фотографиями, грамотами или даже трудовой книжкой. В беседах о профессиях взрослым нужно помнить несколько несложных правил. Никогда не делите род занятий на хорошие и плохие, престижные и не очень.

Ребенок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию. Не стоит упоминать о размере заработной платы. Если вы лично негативно относитесь к представителям какой-либо профессии, воздержитесь от эмоций. Информацию нужно преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям.

 

  1. Работа родителей в группах.

Каждой группе предлагается разделить профессии на две группы «Кем не нужно становиться» и «Востребованная профессия», вписав в каждую графу не менее 5 профессий.

 

  1. Просмотр презентации «Профессии будущего».

Несмотря на столь активное внедрение машин и роботов в жизнь современного человека, не нужно думать, что скоро люди останутся без работы или их деятельность сведётся к нажиманию на кнопки. Физическая сила, здоровье и выносливость, высокий уровень интеллекта, широкий кругозор и через десятки лет будут цениться не меньше, чем сейчас. А чтобы не оказаться обладателем невостребованной или непопулярной профессии, необходимо держать руку на пульсе тенденций и заниматься самообразованием.

 

Невозможно точно спрогнозировать на десятки лет вперед, поэтому список перспективных профессий будущего – ориентировочный и совсем не претендует на безошибочность. Итак, по мнению большинства современных футурологов и специалистов агентств по трудоустройству, в будущем (через 10-20-30 лет) будут востребованы такие профессии:

  • IT-специальности (разработчики, программисты, тестировщики, специалисты по безопасности);
  • работники сервисных центров (настройка и ремонт техники, консультации);
  • специалисты по установке, настройке, обслуживанию и ремонту универсальных и специализированных роботов;
  • дизайнеры в широком значении (ландшафта, обуви, одежды, строений, вещей для 3d-принтеров, а также виртуальных объектов);
  • мастера по оформлению, которые будут работать в тесном сотрудничестве с дизайнерами ("евроремонт");
  • инженеры в самых разных направлениях (нанотехнологии, биотехнологии и т.п.);
  • воспитатели и учителя;
  • специалисты в сфере услуг и красоты;
  • специалисты в сфере туристических услуг (услуги гостеприимства), коллективные и индивидуальные гиды, в том числе в виртуальных мирах;
  • специалисты в области логистики (учет и движение товаров и услуг);
  • журналисты, блоггеры;
  • интернет-продавцы;
  • менеджеры по продвижению товаров и услуг, удержанию клиентов;
  • профессии, связанные с работой с престарелыми людьми;
  • профессии в сфере развлечений.

 

  1. Подведение итогов.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В этот период у младших школьников формируется добросовестное отношение  к труду, развивается интерес к профессии родителей и ближайшего окружения, нравственные установки выбора профессии, интерес к наиболее распространенным профессиям.

А закончить нашу встречу хочу словами римского философа, поэта и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Главное для родителей – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях и с первой попытки выбрать единственно правильный путь в жизни.