РУС БЕЛ ENG

Академия занимательных наук

Проект «Академия занимательных наук»


Проектная деятельность – это одна из форм организации обучения учащихся с
увлечением. При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это
педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое
применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно
новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника,
его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам
выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для
самообразования.
Основной целью развития научно-технического творчества школьников является
выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных, творческих
способностей, поддержка научно-исследовательских интересов. Конечно же, главное
направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и
создание научных работ и проектов.
Проект «Академия занимательных наук» имеет естественнонаучную направленность.
Проект поддержан культурологической составляющей. Данный проект позволит развивать
общую культуру. Проект предусматривает различные формы детской деятельности и дает
возможность использовать новые формы детско-взрослого взаимодействия. Изготовление
учащимися различных моделей из разных материалов, проведение опытов по методикам с
последующим описанием своих результатов и выводов, работа с информацией, содержащихся
в различных источниках — обязательная часть проета. Так же проект предоставит
возможность проявить детям весь творческий потенциал – театрализация, работа творческих
мастерских по изготовлению различных продуктов, написание творческих работ и многое
другое. Важным является то, что везде предоставляется право выбора.
Данный проект позволит создать условия для определения детского интереса в рамках
изучаемых вопросов и создания конкретных продуктов, презентация которых может быть
осуществлена на научно-практической конференции «НИК. Наука. Искусство. Культура».
Цель проекта «Академия занимательных наук»:
Развитие исследовательской компетенции младших школьников с помощью методов
научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности
Задачи проекта:
Формирование научно-материалистического мировоззрения у учащихся
Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся
Приобретение опыта сотрудничества и развитие коммуникативных навыков
Пробуждение интереса учащихся к изучению вопросов мировой культуры и науки
Организационная структура проекта.
Всем классным коллективам предлагается участие в работе различных академий. В
любой академии могут работать как классы, так и творческие группы, которые образуются из
учеников одного класса.
Предлагаются следующие академии: Академия занимательных искусств, Академия
словесности, Академия путешественников, Академия изобретателей и народных умельцев,
Академия наук. Каждая академия работает по нескольким направлениям. Как и в каком
направлении будут работать члены детского коллектива решается коллегиально.
Возможны различные алгоритмы:
а) класс выбирает одну академию, в этой академии выбирает одно направление и все
над ним работают в течение всего проекта;
б) класс выбирает одну академию, ученики по интересам делятся на группы, каждая
группа выбирает направление и работает в этом направлении в течение всего проекта
в) класс выбирает несколько академий, ученики делятся на группы по академиям,
внутри каждой академии выбирается направление и группа работает по своему направлению
весь проект.
Чем шире выбор, тем сложнее организация, но тем интереснее детям и более широко
представлены места проб для учащихся. Процесс организации внутри класса определяется
классным руководителем, который может привлечь необходимых учителей-предметников.
Итоговые события проводятся в смешанных группах академий.

Направления деятельности академий


Академия занимательных искусств
1.История музыкальных инструментов. Изготавливаем музыкальные инструменты
сами. Результатом работы направления кроме презентаций, видеороликов может быть
выставка изготовленных музыкальных инструментов, создание шумового оркестра и
выступление.
2.Что такое нотная грамота и как она появилась. Результатом работы направления
кроме презентации и видеороликов может быть сочинение собственной музыки и
представление музыкальных произведений, созданных учащимися
3.Опера. Оперетта. Кроме изучения истории создания того или иного музыкального
произведения, результатом может быть постановка фрагментов оперы или оперетты как
костюмированное действие с настоящими партитурами.
4. Золотые ручки. Изготавливаем предметы декора, подарки своими руками.
Использование различных техник. Результатом могут быть выставки работ и описания
методики изготовления изделия. Изготовление обучающих видеороликов.
5.Могут быть предложены свои направления работы в данной академии.
Академия словесности
1.Пишем сами в разных жанрах. Результатом работы могут быть произведения,
написанные по одному и тому же сюжету в разных жанрах. Произведения, написанные
участниками могут быть представлены в виде самостоятельно изготовленных книг,
театральных постановок или снятых мини-фильмов.
2.Любители изящного слога. Пишем сами в стиле великих. Результатом работы могут
быть произведения, написанные в стиле знаменитых поэтов или писателей. Это может быть
как проза, так и стихотворная форма. Произведение может быть представлено в виде
самодельной книги, в виде спектакля, фильма или мультфильма.
3.Реформы русского языка. История русской азбуки. Результатом этой работы кроме
презентация, видеороликов, мультфильмов может быть изготовление книг по различным
технологиям (глинобитные дощечки, берестяные грамоты, папирусные книги, бумажные
книги) с использованием разных техник — по образцам старославянских книг, трафаретное
письмо, рукописный вариант, оформление в цифровом виде. В книгах могут быть записаны
различные правила русского языка в формулировке исторической и современной.
4.Лингвистические игры. Результатом работы могут быть правила различных
лингвистических игры и составление своих лингвистических игр.
5. Происхождение письменности. Тайны толкового словаря. В этом направлении
учащиеся могут изучить история происхождения и развития письменности, историю создания
толкового словаря, происхождение и объяснение некоторых слов. Результатом может быть
создание своего школьного толкового словаря, выставка проб учащихся записи информации
письменными знаками разных времен, театрализация по темам «Письменность разных
цивилизаций», «развитие письменности в истории человечества». Может быть создан
мультфильм по теме «Толковый словарь поясняет...»
6. Могут быть предложены свои темы для направлений: Интернет-язык в
современном мире, Проблемы художественного перевода, искусственные и вымышленные
языки и т. д.
Академия путешественников
1. Что нужно знать путешественнику. В этом разделе участники учатся работать с
различными картами, измерять расстояние по карте, рисовать план местности, пользоваться
азимутом и рисовать путь по азимуту с помощью транспортира, складывать правильно
рюкзак, ориентироваться в лесу по компасу, оказывать первую помощь, проводить опыты по
очистке воды из открытого водоема, завязывать узлы, изучать азбуку Морзе, как не
пострадать в лесу от насекомых, животных и растений, как сделать баню в лесу. Результатом
может быть создание цикла обучающих занятий по теме «Вы готовитесь к походу? Мы Вам
поможем». Он может быть представлен в различных формах
2. Удивительные явления природы. Тайны планеты. Природа северного
сияния,глаз бури, природный аспирин, фьорды, зыбучие пески, гало, цунами, поющие
пустыни, как возникает молния, почему небо голубое, миражи, вулканы, сталактиты и
сталагмиты и т. д., все, что входит в интерес ребенка. Результатом может быть создание
детской энциклопедии в любом виде, курс «Путешествуем по планете» в виде небольших
видеопрезентаций, сопровождающих экскурсоводом, подборка экспериментов,
показывающих и объясняющих явление.
3. Великие открытия путешественников, изменившие мир. Как люди осваивали
различные территории, как доказали, что Земля круглая — постановка эксперимента, как
изобрели глобус, а потом научились рисовать карты — постановка эксперимента с
разрезанным мячом и превращения шара в плоскость, как были открыты Америка,
Австралия, Антарктида, Гренландия,океаны, проливы, течения, как были покорены горы,
знаменитые путешественники и первооткрыватели. Изготовление моделей и макетов
плавучих средств, летательных аппаратов и других средств передвижения (например,
изготовление снегоступов). Результатом может быть театрализованное представление,
рассказывающее историю одного из географических открытий, выставка и представление
различных макетов приборов, оборудования, приспособлений, помогающих человеку
совершать длительные путешествия
4. Рельефы земной поверхности. Удивительные памятники природы. Равнины и
горы. Впадины в океанах, знаменитые пещеры, катакомбы, острова и особенности
растительного и животного мира, национальные парки и заповедники, знаменитые каньоны.
Что такое бермудский треугольник, чем знаменито Саргасово море. Есть ли следы
пришельцев на планете. Эти и многие другие вопросы могут интересовать наших ребят.
Результатом может быть макеты природных памятников, виртуальные экскурсии по паркам и
заповедникам с рассказам об обитателях, их строении и способах приспособления к условиям
жизни.
5. Подарки природы. Как люди добывают необходимые минералы и материалы.
Как ищут залежи необходимого сырья. Как добывают соль - эксперимент, нефть, как из
нефти получают бензин — эксперимент, как добывают мел, уголь, алюминий, медь, золото,
железо. Фольга и ее применение, что такое «небесное железо», как ученые открыли заново
булат, сплавы и металлы, материалы, изготовленные по технологиям, подсмотренным в
природе. Результатом может быть экспериментариум, выставка макетов изобретений, которые
сделаны человечеством на основе приспособлений животных или растений.
6. Могут быть предложены свои темы для направлений
Академия изобретателей и народных умельцев
1. Знай наших. Русские изобретатели и их изобретения. Владимир Зворыкин —
изобретатель русского телевидения, Глеб Котельников — изобретатель ранцевого парашюта,
Николай Бруни — известны скульптор, Борис Галицин — изобретатель сейсмографа, Андрей
Нартов — изобретатель токарно-винторезного станка, Иван Сеченов — физиолог, Илья
Мечников — физиолог, создатель науки иммунологии. Результатом может быть серия
рассказов «Жизнь замечательных людей»(в виде презентаций и видеороликов), макеты
изобретений, приборов,работающих на основе изобретения. В серию могут быть добавлены
любые другие личности изобретателей и народных умельцев. Так же в этой серии может быть
создана вставка приборов или приспособлений, придуманных ребенком или собранных
ребенком из подручных материалов по схеме.
2. Мастерская Левши. Изготовление макетов различных кораблей, самолетов,
космических кораблей, приборов, моделей различных природных объектов. Результатом
могут быть выставки и инструкции по изготовлению макетов. Может быть работа «История
одной вещи» или «История корабля (самолета, прибора)» и т. д.
3. Антикварная лавка. Секреты реставрации. Результатом может быть выставка
отреставрированных детскими руками вещей, описание техник и методик приемов
реставрации. Сюжет может сопровождаться видоприложением.
4. По образу райского сада. Секреты выращивания различных растений или ухода
за необычными растениями. Результатом может быть выставка цветов и декоративных
растений, книги, изготовленные детьми, по уходу за растениями, видеоролики с приемами
высадки, черенкования или других способов разведения растений.
5. Могут быть предложены свои темы для направлений работы данной академии
Академия наук
1. Кафедра математики. Конкурс поделок из геометрических фигур и
фотовыставка «Геометрия моего города». Математика — нескучная наука. Основная теорема
арифметики, математика в спорте, геометрия вокруг нас, как быстро собрать кубик Рубика,
золотое сечение, геометрия мыльных пузырей, умеют ли животные считать, что такое
алгоритм и как его найти, проекция, невозможные фигуры в реальном мире и другие
интересные проекты можно организовать при работе этой кафедры. Результатом могут быть
презентации, видеоролики, макеты, эксперименты и их описания, модели, которые могут быть
представлены как на «Открытых трибунах», так в виде выставок, работы мастерских
2. Кафедра физики. Агрегатные состояния вещества, четвертое состояние, звук и
тон, земное притяжение, физика зеркал, капиллярные явления, рычаги и их использование,
вечный двигатель, сила трения, закон инерции, простейшие двигатели своими руками, сила
упругости и другие темы проектных работ могут быть предложены учащимся при
организации работы данной кафедры. Результатом могут быть презентации, опыты и их
описания, модели, изготовленные учащимися.
3. Кафедра химии. Красим ткани природными красителями, какой стиральный
порошок стирает лучше всех, яйцо в бутылке, яйцо после уксуса, история тайнописи, секреты
ухода за одеждой-выведение пятен, коллоидный сад. Работа в лаборатории. Результатом
может быть презентации и журнал юного химика. При представлении работы могут быть
показаны опыты и предъявлены описания опыта. Могут быть выбраны другие эксперименты,
интересные для детей.
4. Кафедра биологии. О чем рассказало растение — происходит ли фотосинтез в
темноте, фабрика питания, испарение влаги с листьев растений, структура листа и
потребность в воде, нужен ли корням воздух, изучаем закономерности роста корня, почему
корень меняет направление, можно ли из одного корня вырастить два стебля, как растет
стебель, как по стеблям двигается вода, много ли воды впитывают семена, какую тяжесть
могут поднять семена, выделяется ли тепло при дыхании семян, как пчелы переносят пыльцу,
как семена приспосабливаются к распространению. Удивительные животные — как животные
приспосабливаются условиям жизни, как устроен перья разных птиц, почему исчезли
животные и многие другие вопросы, которые интересуют учащихся. Результаты исследований
представляются публично, сопровождаются образцами, презентациями или видеороликами.
Каждая академия представляет свои результаты. Куратор Академии из числа учителей
отвечает за организацию дня академии. В актовом зале собираются участники академии.