РУС БЕЛ ENG

Зелёные школы

«Зеленые школы» в Беларуси

Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским Союзом. Национальным исполняющим агентством проекта стало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Проект завершился 31 декабря 2010 года. За один год работы были разработаны методические материалы, проведены обучающие семинары для учителей и экскурсии для школьников. В 2013 году Положение о реализации проекта «Зеленые школы» подписали представители министерств образования и природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Таким образом в Беларуси была внедрена новая модель экологического образования.

Стать участником экологического движения было предложено любой школе, школьному лесничеству, центру внешкольной работы, экологическому центру для детей и юношества Беларуси. Сегодня в Беларуси около 50-ти учреждений имеют специальный сертификат «Зеленой школы».

Что нужно сделать, чтобы стать «Зеленой школой»?

В рамках проекта каждому участнику предлагается выполнить набор заданий, объединенных в пять направлений:

Биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования  и способов его увеличения;

Энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения;

Водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования;

Обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;

Информационно-экологические мероприятия – акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.

План работы по реализации проекта «Зеленые школы»

План работы

государственного учреждения образования «Детский сад – средняя школа

№ 22 г.п. Болбасово имени С.И. Грицевца»

по реализации проекта

«Зеленые школы»

 

  1. Направление «Биоразнообразие»

Цель: Изучить биоразнообразие пришкольной территории

Задачи: 1. изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории;

  1. изучить видовое разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников.
  2. изучить видовое разнообразие птиц на пришкольной территории, произвести их учёт.

 

Задание

Сроки выполнения

Ответственные

Содержание задания

1.

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

с 05.04.2021, далее ежегодно

Курек А.О.

Пожарицкая Ю.В.

1.Создать картосхему пришкольного участка.

2.Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории.

3.Обозначить местонахождение травянистых растений на картосхеме.

4.Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида травянистых растений.

5.Информацию о биоразнообразии дикорастущих травянистых растениях занести в онлайн базу данных florafauna.by.

6.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

7. Обновлять ежегодно информацию.

2.

Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории

с 12.04 по 10.05 ежегодно

Курек А.О.

Пожарицкая Ю.В.

Пивоварчик Н.А.

Береснева С.М.

1. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории.

2. Обозначить местонахождение всех аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на картосхеме пришкольного участка.

3. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида деревьев и кустарников.

4.Информацию о биоразнообразии аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников занести в онлайн базу данных florafauna.by.

5.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

3.

Изучение разнообразия птиц на пришкольной территории

постоянно

Курек А.О.

Пожарицкая Ю.В.

Пивоварчик Н.А.

Береснева С.М.

1. Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории.

2. Обозначить места наблюдения птиц на пришкольной территории на картосхеме.

3.Рядос с картосхемой разместить изображения каждого вида птиц.

4. Информацию о биоразнообразии птиц занести в онлайн базу данных florafauna.by.

5. Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

4.

Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории

в течение года

Курек А.О.

Пожарицкая Ю.В.

1. Изучить разнообразие наземных насекомых   на пришкольной территории.

2. Обозначить места наблюдения наземных насекомых на пришкольной территории на картосхеме.

3.Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида наземных насекомых.

4. Информацию о биоразнообразии наземных насекомых занести в онлайн базу данных florafauna.by.

5. Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

5.

Анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории

ежегодно

Курек А.О.

Пожарицкая Ю.В.

Пивоварчик Н.А.

Береснева С.М.

1.Провети анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории.

2.Составить план действий на 3 года.

3.Согласовать план с администрацией.

6.

Создание искусственных гнездовий для птиц, убежищ для летучих мышей

ежегодно

Прудников О.М.

1.Изготовить скворечники.

2.Выбрать место для убежища летучих мышей.

3. Отметить расположение скворечников и убежища для летучих мышей на картосхеме.

4.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

7.

Создание на пришкольной территории убежищ для беспозвоночных животных

05.06.2021, далее постоянно

Пожарицкая Ю.В.

Прудников О.М.

1.Создать убежища для беспозвоночных.

2.Их расположение отметить на картосхеме.

3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

8.

Создание «Клумбы для бабочек»

7.05.2021, далее ежегодно (май)

Курек А.О.

Пожарицкая Ю.В.

1.Создать «Клумбу для бабочек».

2. Отметить расположение клумбы на картосхеме.

3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

9.

Создание «дикого луга»

28.05.2021

Курек А.О.

1.Часть школьной территории выделить под «дикий луг».

2. Отметить расположение луга на картосхеме.

3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

10.

Посадка местных видов деревьев

ежегодно

Курек А.О.

Прудников О.М.

1.Посадить саженцы деревьев

2. Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

 

 

 

  1. Направление «Энергосбережение»

Цель: Получение объективных данных потребления электроэнергии и расходования тепла дома и школе

 

Задачи: 1. изучить потребление электроэнергии дома и в школе.

  1. просвещать учащихся и население по вопросам эффективного использования энергоресурсов.
  2. обучить методам и приёмам рационального использования электроэнергии. 

 

Задание

Даты выполнения

Ответственные

Содержание задания

1.

Изучение потребления электроэнергии в школе

апрель, 2021,     далее постоянно

Курек А.О.

Куликова Е.В.

1.Изучить потребление электроэнергии в школе.

2.На схематическом плане здания школы указать основные приборы, потребляющие энергию.

3.Отчет разместить на сайте учреждения.

2.

Изучение потребления электроэнергии жилого дома

декабрь, 2020 - март, 2021

Лапикова Н.И.

1.Изучить потребление электроэнергии дома.

2.Разработать памятки по рациональному использованию энергии.

  1. Направление «Водосбережение»

Цель: Проследить ход использования воды и проследить меры по водоэкономии

 

Задачи: 1. провести изучение потребления воды дома и в школе;

  1. разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома.

 

Задание

Даты выполнения

Ответственные

Содержание задания

1.

Изучение потребления воды дома и в школе

март, 2021, далее постоянно

Лапикова Н.И.

Куликова Е.В.

1.Изучить потребление воды дома.

2.На стенде вывесить список мест потребления воды в школе, режим их работы.

3. Разместить информацию о потреблении воды на сайте.

2.

Анализ ситуации по эффективности использования воды в школе. План действий по ее сбережению

03.03.2021, далее ежегодно

Лапикова Н.И.

Куликова Е.В.

1.Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении.

2. Составить план действий по ее сбережению.

3.План согласовать с администрацией.

4.Вывесить план на стенде.

3.

Отчет о реализованных действиях  по уменьшению потребления воды в школе

февраль-май, 2021,     далее ежегодно

Курек А.О.

1.Составить отчет о реализованных действиях.
2.Отчет разместить на сайте учреждения.

 

 

  1. Направление «Обращение с отходами»

Цель: Изучение состава образующихся в домашних условиях отходов

Задачи: 1. разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов;

  1. разработать памятку по разделённому сбору отходов;
  2. способствовать пониманию учащимися и их родителей необходимости сокращения бытовых отходов в домашних условиях. 

 

Задание

Даты выполнения

Ответственные

Содержание задания

1.

Изучение состава образующихся  в школе отходов, анализ источников их образования

постоянно

Лапикова Н.И.

Куликова Е.В.

1.Изучить состав образующихся отходов.

2.Проанализировать источники их образования.

3. Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

2.

План действий по минимизации  объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

ежегодно

Лапикова Н.И.

1.Составили план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.

2.Согласовали план с администрацией учреждения.

3. Вывесили план на стенде «Зеленая школа».

3.

Выполнение плана действий по минимизации отходов в школе

февраль –май, 2021, далее регулярно

Курек А.О.

1. Выполнить пункты плана по минимизации отходов в школе.

2.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

4.

Создание приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья)

апрель, 2021

Прудников О.М.

Ворошень М.А.

1. Создать приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья).

2.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

5.

Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях

май, 2021

Лапикова Н.И.

1.Изучить состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях.

2.Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.

3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

5. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Цель: Информирование учащихся и общественность о поддержке реализации мероприятий проекта «Зелёные школы»

Задачи: 1. информирование учащихся, местного населения об экологическом состоянии города;

  1. проводить информационно-экологические мероприятия;
  2. продолжать прививать любовь к природе родного края.

Задание

Даты выполнения

Ответственные

Содержание задания

1.

Обследование  состояния  реки

26.04.2021

Курек А.О.

Пожарицкая Ю.В.

Пивоварчик Н.А.

Береснева С.М.

1.Изучить растительный мир реки

2. Изучить животный мир реки.

3. Изучить рельеф прилегающей к реке территории.

4.Очистить участки прибрежной зоны от захламлённости, бытового мусора

5. Отчёт разместить на сайте учреждения.

2.

Изучение проблемы утилизации батареек

март, 2021

Курек А.О.

Пожарицкая Ю.В.

1.На общешкольном родительском   собрании  провести  социологический  опрос   по  выяснению  знаний  населения  о  правильной  утилизации  батареек.

2. Выявить   ближайшие места сбора использованных батареек

3. Изучить количество батареек, использованных  в быту  в  семьях учащихся  на момент проведения исследования

образования.

 

3.

Изготовление наглядного природоохранного информационного материала учащимися

март, 2021

Лапикова Н.И.

1.Подготовить для местного населения наглядный природоохранный материал.

2. Разработать для населения листовки, призывающие к правильной утилизации батареек.

3.Разместить плакаты, листовки в общедоступных местах.

4.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

 

4.

Информационное экологическое мероприятие для местного населения

ежегодно

Лапикова Н.И.

Савочкина В.О.

Курек А.О.

1.Подготовить сценарий мероприятия.

2.Подготовить выступления учащихся.

3.Пригласить родителей учащихся.

4.Провести мероприятие.

5.Фотоотчет разместить на сайте учреждения.

 

5.

Освещение наших акций в СМИ

29.05.2021, далее ежеквартально

Клименкова Е.С.

1.Выпустить номер школьного журнала экологической направленности.

2.Осветить в нем экологические мероприятия.

3.Экологический  номер журнала «Школьный Калейдоскоп» разместить на сайте учреждения

6.

Природоохранные инициативы

до 15.06.2021

Клименкова Е.С.

1.Провести анкетирование по проблеме в микрорайоне учреждения.

2.Провести акцию по сбору использованных батареек ""Сдай батарейку - получи лотерейку!"

3. Подготовить материал по итогам акции для участия в конкурсе экологических проектов "Зелёная школа"

4. Подготовить к выпуску тематический номер школьного периодического издания "Школьный Калейдоскоп"

свернуть

Нормативная база

О реализации проекта «Зелёные школы»

          

В целях воспитания ответственного отношения учащихся к природе, формирования экологически грамотного поведения учащихся

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 1. Продолжить работу по образовательному проекту «Зеленые школы» (далее – проект).

Срок исполнения: 2021/2022 учебный год.

2. За реализацию проекта ответственным назначить Клименкову Е.С., заместителя директора по учебной работе.

3. Продолжить работу совета для координации деятельности по проекту в составе:

Казанцева В.И., директор – председатель совета;

Василенко Г.М., заместитель директора по учебной работе  – член совета;

Лапикова Н.И., заместитель директора по воспитательной работе – член совета;

Клименкова Е.С., заместитель директора по учебной работе – член совета.

Срок исполнения: 2021/2022 учебный год.

4. Совету обеспечить реализацию проекта через:  

4.1. изучение учебных предметов на I, II, III ступенях общего среднего образования.

 

Ответственный: учителя-предметники

Срок исполнения: 2021/2022 учебный год;

4.2. освоение программы дополнительного образования (объединения по интересам) «Юный дизайнер».

Ответственный: Курек А.О.

Срок исполнения: 2021/2022 учебный год;

4.3. освоение программ факультативных занятий экологической направленности «Зеленые школы» в I – VI классах.

Ответственный: учителя начальных классов, Курек А.О.

Срок исполнения: 2021/2022 учебный год;

 

4.4. проведение организационно-воспитательной работы на классных часах соответствующей тематики с использованием учебных программ факультативных занятий «Зеленые школы».

 Ответственный: классные руководители I –XI классов

Срок исполнения: 2021/2022 учебный год;

4.5. реализацию творческого (инновационного) проекта «Внедрение модели  экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития».

              Ответственный: Вяткина О.А., Курек А.О., Макавцова А.И.,      Клименкова Е.С.

Срок исполнения: 2021/2022 учебный год.

5. Совету разработать план мероприятий по реализации образовательного проекта «Зеленые школы» в  учреждении.

                                                            Срок исполнения – до 15.10. 2021.

6.  Клименковой Е.С. подготовить отчет о реализации образовательного проекта  «Зеленые школы»  в 2021/2022 учебном году.

Срок исполнения – до 15.06.2022.

         7. Назначить ответственными за ведение рубрик проекта «Зеленые школы»:

биоразнообразие – Пивоварчик Н.А.;

энергосбережение –Макавцова А.И.;

водосбережение – Курек А.О.;

обращение с отходами – Вяткина О.А.;

информационно-экологические    мероприятия:  –  Береснева С.М.

8. Макавцову А.И., учителя, назначить ответственным за  размещение на сайте учреждения информации о ходе проведения проекта, предоставленной ответственными за ведение рубрик по мере выполнения работ.

9. Контроль  за  исполнением приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе Лапикову Н.И.

        

Директор                                                                          В.И.Казанцева


Анкета-заявка учреждения образования

для участия в проекте «Зелёные школы»

1. Полное официальное название учреждения дополнительного образования

Государственное учреждение образования «Детский сад - средняя школа № 22 г. п. Болбасово имени С.И. Грицевца»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения

образования

Казанцева Валентина Ивановна

3. Почтовый адрес образования

211004, Витебская область.

Оршанский район, г.п. Болбасово, ул. Школьная, д. 17

4. Телефон (с кодом)

80216 237499

5. Факс (с кодом)

80216 237499

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения дополнительного образования

ecocenter.orsha@yandex.by

7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

Клименкова Екатерина Сергеевна

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

+375333328577

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении дополнительного образования за работу по проекту «Зелёные школы»

school22.orsha@yandex.by

10. Общая численность работников в учреждении образования

69

11. Общая численность обучающихся в учреждении образования

282

12. С какого времени в учреждении дополнительного образования  начата реализация проекта «Зелёные школы» (дата, номер приказа)

 

13. Другие дополнительные сведения об учреждении образования, которые бы вы хотели сообщить

Учреждение образования имеет  участок ландшафтного дизайна, зеленый огород, теплицу для черенкования, восстанавливается экологическая тропа, червятник, дендропарк. Работает  биолого-экологическое объединение учащихся, факультативным занятием «Зеленые школы» охвачены 39% учащихся.

свернуть

Биоразнообразие

Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования 

Задание 1.2.Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования  или территории природного окружения учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной в 1 м

Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования 

Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования  или территории природного окружения учреждения образования 

Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования 

Задание 1.6. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия территории учреждения образования

Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Задание 1.8. Создать и разместить на территории учреждения образования  или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

Задание 1.9. Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования(иного учреждения, организации)убежища для беспозвоночных животных

Задание 1.10. Создать и размесить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования «Клумбу для бабочек».

Задание 1.11. Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда - провести изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его биоразнообразия

Задание 1.12. Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения образования  «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых

Изображение

свернуть

Энергосбережение

Задание 2.1., задание 2.2. Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования; Провести изучение расходования тепла в учреждении образования.

Изображение

Задание 2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год.

Изображение

Задание 2.4. Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования

Изображение

Задание 2.5. Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

Изображение

свернуть

Водосбережение

Задание 3.1. Провести изучение потребления воды в учреждении образования

Изображение

Задание 3.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению

Изображение

Задание 3.3. Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования, провести как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий

Изображение

Задание 3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.

Изображение

свернуть

Обращение с отходами

Задание 4.1. Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования

Изображение

Задание 4.2. Разработать план действий по  минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

Изображение

Задание 4.3. Выполнить план действий на год по минимизации отходов в учреждении образования

Изображение

Задание 4.4. Создать на пришкольной территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)

Изображение

Задание 4.5. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

Изображение

свернуть

Качество атмосферного воздуха

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

Задание 5.4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования 

Задание 5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования 

Задание 5.6. Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования  учащимися и сотрудниками учреждения образования 

Изображение

свернуть

Информационно-экологическая работа

Задание 6.1. Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год).

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год).

Задание 6.3. Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. (не реже одного раза в год).

Задание 6.4. Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ (не реже одного раза в год).

Задание 6.5. Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населенного пункта, района (не реже одного раза в год).

Изображение

свернуть