РУС БЕЛ ENG

Суицид среди несовершеннолетних. 8 класс, 3 четверть

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

Суицид (самоубийство)- осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение - более широкое понятие, включающее в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. Самоубийство — это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида - один из самых высоких в мире.

Причины обычно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей меняется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывается о самоубийстве. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Факторы риска суицидального поведения, характерные для подросткового возраста:

1.Антисоциальное поведение у членов семьи

  1. Жестокость, насилие, отверженность в семье

3.Недостаток внимания и заботы

4.Неспособность к обсуждению семейных проблем

5.Развод родителей

6.Нежелательная беременность

7.Черезмерно высокие или низкие ожидания родителей в отношении детей

8.Проблемы в учебном заведении

9.Воспитывает опекун

10.Ранняя потеря родителей в возрасте до 13 лет

11.Наличие нарушений развития - инфантилизм, акселерация

Основные мотивы суицидального поведения:

1.Переживания и обиды, одиночество, непонимания, отчужденности;

  1. Переживание по поводу развода или смерти родителей;
  2. Чувство вины, стыда, самообвинения, оскорбленного самолюбия;
  3. Страх позора, унижения, насмешек, наказания;

5.Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

6.Переживания чувства мести, злобы, протеста, угрозы, вымогательства;

  1. Желание привлечь к себе внимание, сочувствие;

8.Подражание героям кинофильмов, влияние деструктивных группировок или сект.

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Риску суицида подвержены подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;
  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
  • пессимистичные;
  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Реальные признаки для родителей, по которым они могут узнать, что ребенок попал в «группу смерти»:

  • Подросток постоянно использует телефон, планшет, ноутбук или компьютер для общения с кем — то в социальных сетях;
  • Подросток меньше общается с другими детьми, становиться замкнутым;
  • Подросток больше времени, чем ранее, начинает проводить время в одиночестве, отказываясь идти гулять или общаться с семьей, пытается оставаться наедине с собой;
  • Подросток рисует на своем теле, на школьной доске, да и где только можно китов и бабочек;
  • Подросток причиняет себе боль различными предметами (ножом, стеклом, лезвием, иглой, листом бумаги, прижигает себя тлеющей сигаретой), наносит самоповреждения, в том числе вырезая на теле красивые предметы (в основном бабочек и китов);
  • Подросток интересуется способом лишения себя жизни, «присматривается» к ним. К этим способам можно отнести поднятие на высоту и созерцание подолгу вниз, завязывание и затягивание удавки на шее, удерживание дыхания под водой;
  • Подросток постоянно хочет спать, становится пассивным, безучастным;
  • Подросток постоянно ест или, наоборот, отказывается от еды.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

 

  1. смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
  2. предпочтение траурной или скорбной музыки
  3. раздача личных вещей, составление завещания
  4. разговоры об отсутствии ценности жизни
  5. фантазии на тему смерти
  6. интерес к возможным средствам самоубийства
  7. высказывания «я не хочу жить», «я хочу умереть», «нет смысла жить дальше» и т.д.
  8. косвенные высказывания «ничего, скоро вы отдохнете от меня», «ничего, скоро все закончится для меня», «он скоро пожалеет, что отверг меня» и т.д.
  9. приобретение средств самоубийства
  10. приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел
  11. высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
  12. написание прощальных писем
  13. странное «прощальное» поведение с людьми
  14. несвойственная молчаливость или высказывание со скрытым вторым смыслом, связанные со смертью, символичные высказывания
  15. особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти
  16. проявление признаков депрессии

 

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ

   понижение настроения, глубокая печаль

   резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность, плаксивость, слабость

   потеря аппетита, переедание

   повышенная сонливость, бессонница

   недомогание

   снижение внимания

   нерешительность

   апатия потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим интерес

   социальная самоизоляция, отход от семьи, друзей, молчаливость

   снижение эффективности труда, учебы

 

ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

   предшествующая попытка суицида

   тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье

   смерть близкого человека, любимого, разрыв значимых отношений

   прогрессирующая тяжелая болезнь

   переживание острого кризиса

   эмоциональные нарушения (острые приступы паники, вины, стыда)

   психические заболевания

   алкоголизм, наркомания

   отверженность в детстве

   переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека

   воспитание и пребывание в семье, где есть алкоголики, наркоманы и психические больные

   ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства

   совершение уголовно-наказуемого поступка

   получение необратимых увечий и травм (потеря зрения, конечностей и т.д.)

   неразделенная любовь

   психическая травма в результате насилия

   измена любимого человека

   предательство близких

   боязнь позора

   значительные бытовые и материальные  трудности

   принадлежность к группе риска (гомосексуалисты, заключенные, военнослужащие)

В качестве основных мотивов суицидального поведения выделяют:

   изоляцию (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

   беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

   безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

   чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

 

Родителям на заметку!

   Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

   Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

   Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

   Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

   Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

   Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

   Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.

Предложить ребенку свою помощь или вместе обратиться к специалисту: психиатру, психологу, любому, на ваш взгляд, жизненно-опытному человеку. Надо бросить все свои дела и быть с подростком неотступно, если чувствуете, что что-то не так. Возможно, ваше вмешательство вызовет агрессию или грубое поведение - не бойтесь. Пусть он кричит, ругается, плачет, главное, чтобы его загнанное отчаяние вышло наружу.

К каждой попытке самоубийства нужно относиться со всей серьезностью, какой бы безвредной и легкомысленной она не казалась.

        Вообще нельзя игнорировать чужие страдания хотя бы в меру своих душевных сил. Потому что вы можете оказаться тем последним человеком, который в состоянии протянуть руку помощи самоубийце.