Агрессия, ее причины и последствия - 9 класс (2 четверть)
АГРЕССИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
(беседа для родителей учащихся IX класса, 2-я четверть).
Чугунова Д.И., педагог социальный
Драздович Н.В., медицинский работник
Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей.
Задачи:
способствовать развитию конструктивных детско-родительских отношений;
формировать представления о причинах агрессивного поведения подростков;
предложить родителям рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростков;
мотивировать родителей к применению способов управления гневом в различных ситуациях.
Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые родители! Для наших детей существуют два важных мира – семья и школа. С одной стороны, они существуют и развиваются самостоятельно, а с другой стороны они взаимодействуют между собой и оказывают большое влияние на развитие наших подростков. Психологический комфорт и результативность их обучения напрямую зависят от того, как происходит взаимодействие между родителями и учителями.
Учитель предлагает родителям посмотреть видеоролик «Успейте заметить, о чем молчит подросток – агрессия» (https://www.youtube.com/watch?v=sR5iQux-f3g) [5].
После просмотра родителям предлагают ответить на вопрос «Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор?». Родители высказывают свои предположения.
Сегодня наша встреча будет посвящена такой важной теме, как агрессия. В подростковом возрасте человек переживает кризис, связанный со взрослением и однажды происходит то, что ребенка как будто кто-то подменяет: был ласковым котенком, а превращается в колючего ежа. Там, где была тихая гавань, уже зияет огромная пропасть. Попытки докричаться друг до друга делают эту пропасть еще глубже. В чем причины таких изменений? У одних подростков период агрессии приходится на 12 лет, у других проявляется в 14-15, а у третьих затягивается до 17-18. Можно ли подготовиться к таким изменениям в жизни вашего ребенка? Как найти золотую середину и не навредить ребенку своими действиями? На эти и другие вопросы мы будем вместе искать сегодня ответы.
Основная часть.
В повседневной жизни подростки часто сталкиваются с проявлениями агрессии. Это стычки и драки со сверстниками, это грубость и хамство, жестокость и причинение боли себе (аутоагрессия – когда подростки начинают экспериментировать с телом, прокалывать уши, наносить татуировки). В это время страдают отношения в семье и с окружающим миром, агрессивное поведение сказывается на учебе.
Современный подросток сталкивается с агрессивным поведением и в интернете – виртуальным насилием, преследованием и запугиванием в Сети [3; 4]. Эта проблема особенно актуальна в среде подростков, для которых социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. Логично, что их конфликты перетекают из оффлайн в онлайн. Подростки становятся жертвами атак хейтеров (от англ. hate – ненависть), людей, которые испытывают и выражают ненависть, злобу по отношению к чему- или кому-либо, которые пишут злобные комментарии, унижающие честь и достоинство других людей. Главная цель для них – дать выход токсичным эмоциям. Это явление называется кибербуллингом. Его опасность в систематичности и реальной цели нанести вред, а также в том, что такое поведение приводит к продолжительным мучительным переживаниям, а иногда и летальным исходам для его жертв. Об этом виде насилия мы поговорим в другой раз, а сегодня же мы обсудим особенности агрессивного поведения в реальных взаимоотношениях подростков и их родителей.
В подростковом возрасте детям свойственно вступать в борьбу против всех, искать приключения и отстаивать свое место под солнцем. Но жажда острых ощущений и новых впечатлений, стремление почувствовать себя независимым и взрослым нередко приводят к серьезным проблемам, в том числе и с законом.
Далее учитель предлагает родителям ответить (не проговаривая ответы вслух) на вопросы, размещенные на слайде презентации.
- Какие чувства Вы испытываете к своему ребенку, когда он ведет себя агрессивно?
- Как вы думаете, какие причины приводят к тому, что он так себя ведет?
- Что вы делаете, когда ребенок проявляет агрессию?
- Какие ваши слова или действия помогают ребенку стать спокойнее?
- Какие слова или действия помогают ребенку понять, что вы его понимаете и любите?
- Какие слова или действия могут помочь вашему ребенку чувствовать себя успешным?
Время для самоанализа – до 8 минут.
После самоанализа учитель предлагает желающим высказаться, ответив на следующий вопрос: «О чем вы думали, когда анализировали взаимоотношения со своим ребенком?»
Если родители проявляют пассивность, педагог высказывает предположения, которые они могли бы высказать, анализируя взаимоотношения со своими детьми.
Далее, учитель знакомит родителей с основными понятиями.
Агрессивность – это особенная характеристика человека, которая понимается как склонность к агрессивному поведению, неспособность контролировать свои реакции, проявление враждебности к другим. Под агрессией понимают сильные физические, словесные или символические действия, содержащие угрозу или наносящие психический или физический вред или ущерб другим людям [2, с. 24].
Агрессия может выполнять в подростковом возрасте защитную роль. Молодые люди используют ее для того, чтобы защитить свое мнение, отстоять границы, справиться со страхами. В этом возрасте происходит и гормональная перестройка, которая неизбежно сказывается на поведении.
Как распознать подростковую агрессию?
Для того чтобы распознать подростковую агрессию необходимо понаблюдать за ребенком и определить, есть ли в его поведении что-то из нижеперечисленного.
Физическая агрессия: крайнее проявление агрессии и жестокости, это драки и физические столкновения с кем-либо.
Раздражение: грубость и вспыльчивость.
Вербальная агрессия: все словесные выражения гнева, ребенок при любой острой ситуации или, казалось бы, на ровном месте кричит, угрожает, прибегает к шантажу («выпрыгну из окна», «уйду из дома»).
Косвенная агрессия, направленная на жертву: злобные шутки, сплетни.
Ненаправленная агрессия: топает ногами, кричит в толпе.
Причины агрессивного поведения.
Причины агрессии могут находиться в семье или в личной жизни подростка, в его душевном состоянии, во внешних обстоятельствах (стрессы, переутомление, болезнь, неправильно питание, режим дня). Подросток проявляет агрессию:
- когда страшно, что его не любят, не понимают, что он один в этом мире;
- когда не видит другого способа самоутвердиться или привлечь внимание взрослых, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия;
- когда начинает бороться за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки (смысл агрессивного поведения для взрослеющего ребенка – отстоять право самому делать выбор, самому решать проблемы и вообще показать, что он личность);
- когда обижен на родителей (смысл агрессивного поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..»);
- когда теряет уверенность в себе (накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, из-за низкой самооценки, подросток приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «И пусть плохой», «И буду плохой!») [1];
- когда в доме неблагоприятная эмоциональная среда, а агрессивное поведение – норма для членов семьи;
- когда подросток большое количество времени проводит в агрессивной медиа-среде, чрезмерно увлечен компьютерными играми с агрессивным контентом, в том числе.
Родители понимают, что подростковый период – это сложное время не только для самого ребенка, но и для всей семьи. Время, когда над собой нужно, прежде всего, работать родителям. Научиться не отвечать криком на крик, найти в себе внутренние ресурсы оставаться спокойными и мудрыми.
Профилактика подростковой агрессии. Советы родителям.
- Позвольте подростку быть самостоятельным, самому решать свои проблемы, проявлять инициативу. Не диктуйте, как поступить, а спросите, чем вы можете помочь.
- Сделайте так, чтобы в семье уровень агрессии был максимально низким.
- Выстраивайте доверительные отношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Уровень агрессии будет ниже, так как ребенку не придется обращать на себя внимание экстремальными способами.
- Хорошо, если у подростка будут увлечения, которые направят его энергию в мирное русло. Например, фехтование, бокс или занятия танцами.
- Хвалите подростка за его достижения и старания, поддерживайте, даже если его увлечения вам кажутся пустяковыми.
От агрессивности больше всего страдает сам подросток: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а чаще всего в страхе. Все это делает его несчастным. Забота и тепло для него лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его.
После данной информации учитель предлагает родителям на слайде презентации способы владения гневом в различных ситуациях в виде таблицы «Рецепты избавления от гнева».
Рецепты избавления от гнева
Рецепт |
Пути выполнения |
1. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии |
Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я расстроена. Хочу побыть одна», или «Я сейчас расстроена. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня» |
2. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, чтобы вас могло бы успокоить |
Примите теплую ванну или душ, выпейте чаю. Позвоните друзьям. Послушайте любимую музыку. Расслабьтесь, просто лежа на диване |
3. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно |
Проводите с подростком как можно больше времени. Слушайте его. Делитесь с ним своим опытом. Если в семье несколько детей, общайтесь не только со всеми, но и уделяйте внимание каждому из них в отдельности |
4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев |
Не позволяйте подросткам выводить вас из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (переключаясь на хорошие мысли, делая дыхательные упражнения) и ситуацией |
5. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия |
Отложите или отмените все совместные дела с подростком (если это возможно). Старайтесь не прикасаться к подростку в минуты раздражения |
Учитель предлагает список литературы, электронных источников и материалы по теме, находящиеся в приложениях (приложение 1, 2, 3), с которыми родители могут познакомиться в свободное время.
Таким образом, родителям очень важно понимать, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это – единственный путь, чтобы выстроить хорошие отношения с взрослеющим ребенком, для того чтобы он был успешным в будущей жизни.
Заключительная часть.
После этого учитель обращается к родителям со словами: «Дорогие родители! Помните, что за любыми вспышками гнева или ярости у ваших детей скрываются боль, обида или разочарование, постарайтесь услышать и понять, то, что они хотят сказать, услышать их радость и боль, отреагировать и помочь. Уважаемые родители, если вы заметили у своего ребенка появление злых шуток в отношении других людей, участие в ссорах и драках, желание ломать и разрушать, изменение настроения не оставляйте его без своего внимания, при необходимости обратитесь к специалистам школы, города. Помните, бывают ситуации, когда только ваше родительское внимание и поддержка, помощь специалистов могут сохранить здоровые отношения с вашим ребенком».
Учитель предлагает родителям номер телефона экстренной психологической помощи на базе Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей 170 (круглосуточно, бесплатно, анонимно) и другие номера, по которым родители могут обратиться за профессиональной помощью (эти номера телефонов можно разместить и в родительских чатах). Далее учитель информирует о разделе официального сайта учреждения образования (дается активная гиперссылка или QR-код), где размещены материалы для родителей.
Список использованных источников:
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedklassy.bspu.by/files/docs/books/1_knigi/2_pdf. – Дата доступа: 05.05.2022.
- Сенько, Т. В. Психология взаимодействия: Часть четвертая: Истоки агрессивного поведения детей / Т. В. Сенько. – Минск : Карандашев, 2002. – 256 с.
- Сорока, Е. Виртуальное насилие: преследование в сети / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – – № 9. – С. 16-19.
- Сорока, Е. Как не стать сетевым обидчиком / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – – № 9. – С. 20-21.
- Успейте заметить, о чем молчит подросток – агрессия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sR5iQux-f3g. – Дата доступа: 05.05.2022.
Рекомендуемая литература и электронные ресурсы для родителей:
- Агрессия: причины и последствия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru. Дата доступа: 05.05.2022.
- Как справиться с агрессивным поведением. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru. – Дата доступа: 05.05.2022.
- Корчак? Я. Как любить ребенка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru. – Дата доступа: 05.05.2022.
- Сорока, Е. Виртуальное насилие: преследование в сети / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – – № 9. – С. 16-19.
- Сорока, Е. Как не стать сетевым обидчиком / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – – № 9. – С. 20-21.
- Сорока, Е. Дочки-матери: строим отношения с тинейджером / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – № 3. – – С. 20-23.
- Что делать родителям с подроcтковой агрессий. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// vip-divan.su. – Дата доступа: 05.05.2022.
Приложение 1.
Причины нарушений поведения детей.
Первая причина – это борьба за внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем его отсутствие.
Если причиной агрессии является борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок. Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще – воспитывают.
Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. И родители сталкиваются с упрямством, агрессией, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для подростка – отстоять право самому решать свои дела и вообще показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это – главное!
Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует уменьшить свой контроль за делами ребенка. Детям важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
В переходный период налаживания отношений родителей с детьми необходимо воздерживаться от таких требований, которые подросток, скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо «методом подстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие молодого человека – это лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне, наконец, жить своим умом».
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; резкое замечание; невыполненное обещание; несправедливое наказание. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, агрессия, непослушание и неуспеваемость в школе. Смысл агрессивного поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..».
Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить. Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведение родителя в этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он такой, какой есть. Необходимо найти доступный для него уровень задач, организовать с ним совместную деятельность, так как сам выбраться из тупика он не может.
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Может случиться, что подросток переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к агрессивному поведению дома и т. д. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки подростка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».
В данном случае нельзя допускать в адрес подростка никакой критики! Необходимо искать любой повод, чтобы поощрить, отметить любой, даже самый маленький успех. Постараться подстраховывать его и таким образом избавить от крупных провалов. Первые же успехи окрылят ребенка [1].
Приложение 2.
Способы выражения гнева и контроля поведения.
Для того чтобы контролировать агрессию, отстаивать свои права и интересы, защищать себя социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим людям, необходимо научиться самим родителям и научить подростков сознательно управлять своим гневом, выражать гнев в допустимых и приемлемых формах. На успешность контроля агрессии ребенка влияет образец (пример родителей) и подкрепление (похвала, поощрение).
Существует четыре основных способа выражения гнева:
- Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
- Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному не опасным. Человеку необходимо выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, то слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
- Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса или заболевания.
Для обучения подростков конструктивным способам выражения гнева необходимо использовать способы, которые бы не наносили ущерб и не причиняли вреда другим людям. Необходимо: а) учить детей прямо заявлять о своих чувствах и б) учить детей выражать гнев в косвенной форме с помощью выполнения физических упражнений, игры, рисования, сочинения и рассказывания историй и др.
Приложение 3.
Способы управления гневом.
- Прогуляться в парке или на природе.
- Громко спеть песню или потанцевать.
- Поговорить с другом, попросить совет.
- Почитать книгу.
- Выпить теплый чай.
- Принять ванну или душ.
- Съесть что-либо вкусное.
- Рассказать о своих эмоциях подруге или другу.
- Успокоиться с помощью медитации.
- Устроить соревнования «Кто громче крикнет» или «Кто дальше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
- Использовать «Листок гнева». Комкать, рвать, топтать листок бумаги, пока не почувствуете, что чувство уменьшилось. А затем, собрать все кусочки и выбросить в мусор для того, чтобы окончательно справиться с гневом.
- Написать письмо обидчику, а затем выбросить его.
- Пометать дротики в мишень.
- Сделать уборку в комнате.
Агрессия, ее причины и последствия
Причины детской агрессии:
1. Заболевание центральной нервной системы.
2. Агрессивность как средство психологической защиты.
3. Различные нарушения семейного воспитания:
§ Алкоголизм родителей.
§ Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
§ Неуважение к личности ребенка.
§ Некорректная и нетактичная критика ребенка.
§ Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.
§ Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
4. Отказ в праве на личную свободу.
Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них.
7. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.
Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.
8. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.
9. Недовольство собой.
При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.
10. Повышенная раздражительность.
Советы родителям
Бороться с агрессивностью нужно:
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка — подождите, пока поступок повторится.
- Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.
Если ребенок агрессивен:
- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
- Расширяйте кругозор ребенка.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
- Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
Успехов в воспитании!