РУС БЕЛ ENG

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ» - 7 класс (2 четверть)

 

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ»

 

 

Целевая группа: родители учащихся VII классов.

Время проведения занятий – 2-я четверть.

 

Чугунова Д.И., педагог социальный

Драздович Н.В., медицинский работник

Цель: повышение правовой культуры законных представителей несовершеннолетних, в том числе в вопросах профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Задачи:

познакомить родителей с понятием и основными причинами преступлений и правонарушений среди подростков;

дать представление о нормах уголовной и административной ответственности;

формировать навыки работы с подростками для самостоятельного принятия ими ответственного решения;

способствовать проявлению дружественной обстановки и взаимоуважения среди родителей и детей.

 

Форма организации: семинар-практикум.

Методы и приёмы: анкетирование, просмотр видеоматериалов, работа в группах.

Предварительная подготовка:

Анкетирование учащихся и родителей.

Подбор книг для выставки.

Подготовка памяток для родителей.

Материалы и оборудование: памятки, карточки, мультимедиа.

 

Содержание:

 

Незнание закона не

освобождает от ответственности…

 

  1. Вступительное слово. Проблема роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних – одна из актуальных проблем сегодняшнего дня, так как с каждым годом увеличивается количество преступлений и правонарушений, совершаемых подростками. А ведь это не просто преступления, порой – это покалеченные судьбы детей, отдельных семей. И причины, толкающие детей на этот шаг, иногда напрямую зависят от тех людей, которые находятся рядом.
  2. Сравнение результатов анкетирования родителей и подростков.

Посмотрите на слайд, Вашим детям и Вам было предложено ответить на вопросы: «Что такое преступление?», «Что такое правонарушение?», «Что толкает подростка на преступление?».

(Краткий анализ).

Вывод: сегодня мы не до конца осознаем грань между преступлением и правонарушением, то есть не всегда понимаем, за что предусмотрена уголовная либо административная ответственность, а за что нет. Но ещё важнее то, что не всегда мы, родители, осознаем свою роль в поведении наших детей.

Вместе с тем, сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но самим делом.

Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей.

К основным причинам совершения преступлений подростками можно отнести:

  1. Отрицательное влияние семьи. В большинстве случаев преступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния поведения родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, антиобщественный образ жизни).
  2. Отрицательное влияние в ближайшем окружении: бытовом, учебном. Эта причина особенно значима в связи со стремлением несовершеннолетних включиться в группу для совместного времяпрепровождения. Дорожа пребыванием в такой группе, они стремятся подражать лидерам и быть на них похожими внешне и в поведении.
  3. Подстрекательство со стороны взрослых преступников.
  4. Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу.
  5. Пьянство среди подростков.
  6. Знакомство с административной и уголовной ответственностью.

А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с Законодательством Республики Беларусь в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних

(Можно использовать ссылку на ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 мая 2022 г. № 169-З Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200169&p1=1

В Республике Беларусь профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 18 мая 2022 г. № 169-З.

Согласно данным законодательным актам, в Республике Беларусь проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.

При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.

Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию.

  1. Онлайн-анкетирование.

Предлагаю посредством QR-кода ответить на вопрос «Какие виды ответственности вы знаете»? (Ответы родителей).

Можно пройти по ссылке и ознакомиться с ответственностью несовершеннолетних: http://mogilev.gov.by/ru/pravovaya-otvetstvennost-roditelej/38966-otvetstvennost-nesovershennoletnikh.html.

Кодекс об Административных Правонарушениях Республики Беларусь: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK2100091.

Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

  1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

6) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

7) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая-третья, пятая статьи 18.3);

8) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

9) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9) и т.д.;

Уголовный кодекс Республики Беларусь: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275.

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

2) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

3) изнасилование (статья 166);

4) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

5) кражу (статья 205);

6) грабеж (статья 206);

7) разбой (статья 207);

8) вымогательство (статья 208);

9) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);

10) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);

11) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);

12) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

13) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);

14) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2-5 статьи 328);

15) хулиганство (статья 339);

16) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

17) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

  1. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

С 16 лет несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности по всем статьям Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Знакомство родителей с детским правовым сайтом: https://mir.pravo.by/edu/ychitel/crime/.

Возможен просмотр видеоматериалов: https://www.mvd.gov.by/ru/media/video.

 

  1. Задания для родителей (работа в группах).

Уважаемые родители, мы с вами познакомились с нормами уголовного и административного права, а сейчас я предлагаю решить конкретные ситуации.

  1. Разбор ситуации:

№ 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№ 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№ 3. Подросток совершил прогул в школе. Предусмотрена ли за это уголовная или административная ответственность. (Нет. Дисциплинарная ответственность).

№ 4. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№ 5. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№ 6. Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь:

В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (родители высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» – это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона за подобные «шутки»? (ответы родителей).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого вы, родители, будете вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь вас к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

Так что, помните, с законом шутки плохи!

  1. Подведение итогов.

Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на всю выстроенную в школе систему работы по профилактике правонарушений у учащихся, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в ребенке, проявление понимания и терпимость к его поведению, интерес к его судьбе.

Только согласованная работа педагогов и родителей будет иметь успех. Необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание, взаимоинформирование.

Ещё, уважаемые родители, хочется предложить вам следующую шпаргалку:

Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком:

Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.

Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.

Сохраните доверие ребёнка к себе.

Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком.

Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.

Не позволяйте собою манипулировать.

Не исправляйте за ребёнка его ошибки.

Меньше говорите, больше делайте.

Установите разумные границы контроля.

Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.

Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.

(Возможен просмотр презентации https://infourok.ru/prezentaciya-vzaimootnoshenie-roditeley-i-detey-v-seme-2436841.html)

В заключении своего выступления хочется сказать следующее: воспитание подростков никогда не было легким делом. Но больше всего они нуждаются в любви и внимании взрослых!

Помните: какие бы поступки дети не совершали – это наши дети. И наши дети – это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.