РУС БЕЛ ENG

РЕБЕНОК СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ». Занятие для родителей учащихся V класса (2-я четверть).

«РЕБЕНОК СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ».

Занятие для родителей учащихся V класса (2-я четверть).

 

 

Козлова А.В, классный руководитель

Крысикова Т.В., классный руководитель

 

 

Цель: формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, знаний об особенностях подросткового возраста, обучение приемам общения с ребенком в кризисный период.

Задачи:

познакомить законных представителей с измененими в личностной, психической, физической сферах жизни подростков в кризисные периоды;

совместно проанализировать проблемы, которые возникают у подростков при общении со сверстниками и взрослыми;

обучить основным способам и путям преодоления проблем в общении родителей с детьми.

Основная часть.

  1. Роль общения и дружбы ребенка со сверстниками.
  2. Основные виды, особенности и направления общения ребенка со сверстниками. Что нужно помнить родителям.
  3. Экспресс-тест «Определение уровня понимания ребенка».
  4. Способы влияние родителей на общения со сверстниками.

Когда ребенок растет в семье, он с самых первых дней жизни начинает усваивать все те нормы человеческих отношений, которые характерны для конкретной семьи. Это добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое и т.д. Общение – это не только обмен информацией, но и прямая организация совместного взаимодействия между членами семьи.

Главенствующее место для детей занимает общение с одноклассниками или сверстниками, именно так они и проходят своеобразную школу первых, простейших социальных отношений.

В большинстве своем, именно на основе общения вырабатываются способы взаимодействия с другими. Дети в межличностном общении стараются примерить социальные роли, такие как, например, «хорошего мальчика», «плохого парня», «повидавшего все» и т. п. Именно поэтому мы видим очень разное, часто довольно противоречивое поведение подростков, которое проявляется так, потому что они только выбирают ту роль в обществе, которая им, как они считают, подходит больше всего исходя из ситуации, места и окружения. Таким образом, происходит процесс зарождения и формирования личности.

Во взаимодействии и общении с друзьями и сверстниками подростки впервые начинают анализировать свои черты характера. Именно тогда они впервые задаются вопросом: «Почему такая черта характера мне подходит, а иная нет?». Учатся самостоятельно анализировать свои действия и поступки. В это же время, происходит и обратная связь − получение информации о том, какими их видят другие.

Обучающиеся в этот период с большим интересом изучают не только себя, окружающий мир, но и окружающих их людей. Зачастую именно поэтому подростки просто забывают обо всем на свете: об уроках, домашних обязанностях и остальном. Именно тогда для них самым важным и ценным становятся общение и дружба.

Подростки хотят иметь свою личную жизнь, в которую всячески стараются не допускать взрослых, становятся все меньше зависимыми от родителей, в том числе и эмоционально.

Начинаются поиски самого преданного, самого «закадычного друга», которому можно было бы доверить все самые сокровенные тайны. Поиск и выбор такого друга имеет большое значение в жизни подростка, так как именно в друге ищут сходство с собой, понимание, и принятие его самого таким, какой он есть.

Такому единственному другу он будет доверять все самые сокровенные тайны, спрашивать совета, обсуждать и решать проблемы. При этом ребенок будет очень рьяно, часто доходя до конфликта с родителями, отстаивать право на общение именно с этим сверстником-другом. И чем отрицательнее взрослые будут относиться к выбору своего ребенка, тем жестче будет он это право отстаивать. Родителям в это время важно понять, что теперь их ребенок не потерпит обсуждений и иных реплик в отношении положительных и отрицательных качеств своего друга. И если задать себе вопрос − «Позволяем ли мы сами обсуждать своих друзей нашему ребенку?», то ответив на него, большинство родителей придет к выводу, что их ребенок в этом отношении прав!

Еще одним немаловажным фактором является то, что взрослея, подростки все видят достаточно контрастно. Это можно проследить во взаимоотношениях. У них все довольно четко: «да» − «нет», «друг» − «враг». Это происходит потому, что подростки еще учатся разбираться в сложностях и переплетениях отношений между людьми, не вдаются в нюансы – отсюда и излишняя резкость, категоричность.

У каждого из подростков свое, особое представление о том, какой для них идеальный друг. Как правило, это внешнее, поверхностное видение. А если так случается, что реальное поведение в чем-то вдруг уступит тому идеалу, к которому стремился подросток, то этот сверстник мгновенно перейдет в категорию недругов.

Каждый подросток стремится стать успешным, самоутвердиться в среде сверстников (одноклассников), поэтому в формировании личности огромное значение начинает приобретать группа, чьи взгляды он будет принимать и где его примут как своего, это так называемая референтная группа. Такой может быть группа во дворе, микрорайоне, класс, друзья по спортивной секции, дети-соседи и др.

Родителям важно вовремя заметить появление такой группы. Именно в этот момент необходимо быть предельно внимательными, потому что такие группы в глазах ребенка будут пользоваться гораздо большим авторитетом, чем сами родители, несомненно будут влиять на его поведение и взаимоотношения с другими, к мнению участников этой группы подросток будет больше всего прислушиваться, подражать им и стремиться разными способами утвердиться в ней, завоевать определенный статус.

Почему подростки стремятся в группы?

Все это происходит из-за того, что, не смотря на индивидуальность и желание самоутверждения, подросткам крайне важно и необходимо ощущать поддержку рядом, быть нужным и важным для кого-то. Имея определенный статус в группе, они становятся сильнее, чувствуют поддержку, сообща выполняют какие-то действия. К сожалению, часто групповое «мы» подталкивает к необдуманным поступкам. Никому из подростков не хочется остаться одному, а группа – это сила, это друзья, единомышленники. Чтобы подчеркнуть принадлежность к определенной компании либо группе, ее члены вырабатывают для себя общее, то, что будет отличать их от остальных. Например, начинают носить одежду одного вида, вырабатывают систему условных знаков, появляется специфический сленг. Это сплачивает группу, подчеркивает близкие отношения, где ценятся честность, верность, долг, помощь и поддержка. Не прощаются предательство, нарушение слова, измена, жадность, эгоизм. Контроль за соблюдением правил группы осуществляется всеми членами. И если подросток нарушает правила группы, то ему могут объявить бойкот, подвергнуть гонениям или даже избить. Подростки ценят из своего окружения тех, кто имеет свое мнение, умеет его отстоять, причем любым способом, а тем, кто похож на всех остальных, в группе приходится трудно. Их мир тоже контрастен и четко делится «на своих и чужих».

Самое обидное и трудное для подростка – это чувство ненужности. С «приобретением» данного чувства у него появляются комплексы, будут расти чувства тревоги и растерянности. Отсюда и одна из причин стремления объединения подростков в группы – боязнь ненужности и страх одиночества.

К 10-11 годам у подростков случается первая влюбленность. Это для них новый, неизведанный и взрослый способ взаимодействия со сверстниками противоположного пола. Следует помнить, что любовь в этом возрасте малоустойчива и больше похожа на увлечение. В летних оздоровительных лагерях, особенность подростковой влюбчивости будет более заметна.

В начале смены мальчик или девочка, как правило, будут влюблены в одного, в середине – в другого, а в конце смены – в третьего. И каждая сторона (мальчик или девочка) считают, что любят серьезно, и самое главное, что они искренне в это верят.

Именно так начинает проявляться чувство взрослости, которое выражается в интенсивном развитии тела, повышении гормонального фона – под воздействием этих факторов и начинают происходить изменения во взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

Интерес общения мальчика с девочкой начинает исчезать, ему на смену приходит совершенно иное − они начинают воспринимать друг друга уже как представителей разных полов со своими специфическими особенностями.

Начинается процесс бессознательного переноса либо копирования на себя таких чувств и качеств, которые присущи другому человеку и которые он хочет, чтобы были и у него. Таким образом, мальчики начинают чувствовать себя мужчинами, девочки – женщинами. В такой период для подростка на первый план выходит его собственная особенная внешность: прическа, манеры держаться, вести себя, умение общаться. Теперь в глазах сверстников первостепенную и главную роль начинает играть личная привлекательность. Для подростка главным вопросом, на который он будет упорно искать ответ – «Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины?» Ответ они будут искать везде, в том числе и в сети Интернет. Объектами для подражания для них могут быть образы актеров, популярных эстрадных певцов, всевозможных блогеров и др.

Родителям в это время необходимо быть особенно внимательными к своим детям − происходит процесс изменения в физическом развитии ребенка. Начинают проявляться диспропорции в развитии между мальчиками и девочками. Именно этот факт может послужить толчком для многих переживаний. Как правило, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, на их фоне мальчики выглядят меньше и мельче. Это часто вызывает чувство неполноценности у подростка. Самые большие переживания вызывают у детей отличия по росту, весу, полноте и именно в таких случаях для них крайне важна и необходима поддержка близких взрослых, а именно родителей…

Возникающий неподдельный интерес к противоположному полу сначала будет принимать, на первый взгляд, странные, порой не совсем неадекватные формы. Их явное и не совсем осознанное желание «отношений как у взрослых» часто выражается в прямо противоположном поведении – проявление подростками нежности к девочкам. Такое поведение может подвергаться насмешкам, на которые подростки реагируют болезненно. Любовь и нежность подростка изменяются и отражаются в поведении, которое родителям может показаться противоположным влюбленности, например, дергания за косички. А это не что иное, как форма привлечения к себе внимания. Взрослым необходимо это учитывать. Девочки обычно понимают такую форму привлечения к себе внимания и редко обижаются, в свою очередь, демонстрируя свое внимание игнорированием или внешним безразличием к объекту привязанности. Подростку всегда легче общаться с кем-то другим, нежели с тем, в кого влюблен, поэтому объект любви часто разделяется: одну девочку любят идеально (будут смотреть, вздыхать, но не хватит смелости подойти), а проявлять интерес и отношение к другой. Со временем непосредственность общения исчезнет, появляется скованность либо стеснительность при общении с противоположным полом.

Подростки испытывают напряженность влюбленности, это еще больше внешне изолирует отношения между мальчиками и девочками. Девочки о предмете своей влюбленности будут шептать на ухо лучшей подружке, а мальчики при любом удобном случае всегда, как бы случайно, стараются оказываются рядом с понравившейся девочкой.

В 11-13 лет дети крайне редко открыто могут выразить свои симпатии, потому что для этого необходимо уметь преодолевать свою скованность и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это для них практически невозможно. Именно поэтому общение у них в основном однополое − мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх они всегда будут стараться выбрать «своих».

Об особенностях общения подростка со сверстниками.

Родителям необходимо помнить, что общение со сверстниками для ребенка имеет архиважное значение! Для него это и своеобразная школа взаимоотношений, и возможность самопознания, познания других. Ему необходима помощь для того, чтобы не потеряться в мире новых для него ценностей.

Ребенок должен иметь право на свои маленькие тайны, самостоятельный выбор друзей. Общаясь в своем кругу, друг с другом, современные подростки будут учиться самостоятельно анализировать поступки. Для большинства родителей большим минусом будет предъявление требования к ребенку слишком часто и подробно отчитываться о его действиях − «где был?», «с кем гулял?», «о чем говорили?». Все должно быть в меру. Важно помнить − ему надо время уединиться, закрывшись в своей комнате.

Особую и важную роль в формировании личности подростка играет референтная группа. Именно через референтную группу родителям можно косвенно влиять на подростка. Сленг и особенности стиля одежды, манеры вести себя являются атрибутами принадлежности к определенной группе, необходимо стараться принять эти изменения внешности своего ребенка, даже если они не совсем нравятся. Для него очень важно выглядеть не хуже других, не быть так называемой «белой вороной».

Относиться с уважением и пониманием к его своеобразному кодексу поведения и чести, даже если он чересчур категоричен. Постарайтесь не вынуждать подростка его нарушать, потому что спокойствие ребенка, его самоутверждение в среде сверстников (одноклассников) в большой степени зависят от соблюдения этих специфических норм.

Подростки ранимы. Очень! Они по-прежнему нуждаются в вашем внимании, помощи и поддержке. Просто у них не хватает смелости, а часто и умения попросить совета у вас − родителей. Очень важно вовремя заметить, что с ребенком что-то происходит, найти в себе смелость и умение самим первыми заговорить с ним, разговорить его. Но если вы заметили, либо ребенок дает родителям понять, что хочет самостоятельно решить проблему, не настаивайте на своей помощи, но обязательно контролируйте ее решение, умело и не заметно для него внося необходимые минимальные корректировки. Так он быстрее научится самостоятельности.

Старайтесь и не бойтесь как можно чаще знакомиться с его друзьями. Разговаривая с подростком, старайтесь быть в курсе его интересов, в случае необходимости вы сможете вовремя помочь, дать совет, поддержать. Пусть приглашает своих друзей к себе домой.

Воспринимайте серьезно и внимательно относитесь к первым увлечениям подростка. Как правило, они редко вырастают в серьезную любовь, но для ребенка это первые и важные переживания. Помогите подростку разобраться в своих чувствах, никогда не говорите, что все это ерунда и скоро пройдет.

Методические указания:

Вот шесть правил, которым вы можете следовать, чтобы продемонстрировать детям готовность их выслушать и вникнуть в проблемы. Правила помогут добиться доверия.

  1. Устраните отвлекающие моменты.
  2. Повернитесь к вашему ребенку.
  3. Поддерживайте зрительный контакт.
  4. Выразите лицом и голосом заботу и сочувствие.
  5. Будьте активным слушателем, реагируйте краткими замечаниями, показывая ваше неослабевающее внимание, и ободряйте ребенка в его желании поделиться мыслями и чувствами.
  6. Назовите ребенку его проблему.

Остановимся на шестом правиле, поскольку у большинства родителей трудности возникают именно с ним. Вы когда-нибудь изливали душу другу, после чего он говорил вам именно то, что вы жаждали услышать? Ничто не сравнится с облегчением, испытываемым после того, как поделишься бедой с понимающим тебя человеком. Ничто не способствует большему доверию и сближению, чем уверенность, что человек, которому вы рискнете поведать свои переживания, ответит вам пониманием.

Это распознавание эмоций, когда вы видите и слышите, навык их определения и обратного проецирования на собеседника.

У некоторых родителей может возникнуть вопрос: «А если я не смогу определить суть проблемы?». Мой опыт работы с детьми говорит: когда ребенок чувствует, что вы пытаетесь понять его, он наделяет вас правом сомневаться.

И часто бывает, что, не добившись от вас понимания, дети сами определяют смысл своего переживания и называют его вам («Я вовсе не зол на это, мам! Я просто обижен»). Это лишь часть вашей постоянной тренировки на хорошего слушателя.

Иногда лучший способ понять ребенка – прислушаться к скрытым чувствам, вместо того чтобы понимать его слова буквально. И не бойтесь добиваться большей информации, если вам не все ясно.

Часто до нас не доходит суть высказываний ребенка, это случается потому, что бывают наготове стереотипные ответы, которыми мы бездумно пользуемся. Взрослые, сами того не подозревая, отсекают общение, попадая в особые ловушки.

  1. Отрицая эмоции ребенка – «Ты просто устал и будешь чувствовать себя лучше завтра утром».
  2. Размышляя – «Что ж, иногда найдешь – иногда потеряешь».
  3. Давая совет – «Вот что тебе нужно было сделать».
  4. Порицая – «Ну, ты плохо старался».
  5. Защищая другого ребенка – «Не удивительно! Ведь ты ударил ее!»
  6. Жалея ребенка – «Ах, бедняжка!»
  7. Анализируя поведение ребенка – «Мне кажется, ты пытаешься поднять себе настроение, упрекая ее».

Несомненно, вы − родители, обладаете прекрасными навыками общения с детьми, и я, как педагог могу помочь скорректировать некоторые ситуации, возникающие иногда во взаимоотношениях с детьми, ситуации, которые могут вызвать вопросы.

Существует несколько моделей нашего общения с детьми-подростками:

- принуждающая, вытекающая из возможности наказания («придешь поздно – на дискотеку не пойдешь»);

- вознаграждающая («окончишь год на «10» – куплю модную модель айфона»);

- легитимная (узаконенная), которая перестает действовать на юношей («кто мать – я или ты?»).

Какие же способы влияния на детей возможны в подростковом возрасте?

  • Побуждение. Поручите ребенку дело, подчеркивая, что вы уверены в его способностях и силах, поэтому доверяете важное и полезное.
  • Соблюдение ритма. Давая поручение, вам необходимо позаботиться о том, чтобы оно не «ломало» привычного ритма жизни взрослого ребенка. Не навязывайте собственные методы выполнения поручения. Признайте право юного человека на ошибку. Всегда помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Родитель всегда должен помнить о том, что существуют модели взаимоотношений с детьми, которые именно в подростковом возрасте толкают детей к психопатии.

«Золушка» – пренебрежительное отношение к ребенку, подавление его инициативы, постоянное подчеркивание его недостатков. Это провоцирует возникновение робости, боязливости, пассивности, неуверенности в себе.

«Тиран и кумир семьи» – преклонение перед подростком, его захваливание, постоянный акцент на его исключительности и одаренности. Это порождает истерический характер, особенностями которого являются такие черты, как желание во что бы то ни стало обратить на себя внимание и неприятие реального взгляда на других и себя.

«Гиперопека» – завышены требования, резкий, не допускающий возражений тон, стремление все решать за ребенка. Такая модель поведения формирует неуверенность и нерешительность.

«Гипоопека» – безразличие к ребенку, отсутствие заботы и заинтересованности в делах ребенка, поддержки и взаимопомощи. Это придает излишнюю возбужденность, жестокость или, наоборот, заторможенность.

Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения – «Уважайте детей и требуйте ответного уважения».

Родители не должны позволять ребенку безнаказанно говорить с ними или с другими в неуважительном, оскорбительном тоне. Интересуйтесь у детей, что им больше нравится: уважение по отношению к ним или оскорбительное, унижающее достоинство личности отношение.

  • Следующий принцип – «Воспитывайте, объясняя». Воспитание на своем примере важно, но недостаточно, так как дети часто окружены плохими примерами в социуме. Подростки не только должны видеть, что вы ведете правильную жизнь, но и понимать, почему вы это делаете. Родитель не обязан быть совершенством, он может и должен признаваться в своих недостатках («Я делаю все, что могу, но я не знаю всего, иногда я совершаю ошибки, но хочу передать тебе то, что узнал сам»).
  • Также важен принцип – «Учите детей думать». После проступка спрашивайте их: «А что бы ты чувствовал, если бы кто-нибудь так же поступил по отношению к тебе?» Надо учить ребенка анализировать ситуацию и ставить себя на место другого человека. Часто дети поступают плохо не потому, что они плохие. В большинстве случаев родители и педагоги не объяснили им, что так делать нельзя, не научили уважать себя и других, думать и анализировать.

Рефлексия. Что было самым интересным, полезным? Какие выводы сделали?

 

Методические указания:

В рамках данной темы рекомендуем использовать методические материалы, размещенные в Виртуальном методическом кабинете специалистов СППС Витебского областного института развития образования: сателлит/https-voiro-by-деятельность-организационно-методическая-деятельность-консультационный-центр/https-voiro-by-деятельность-организационно-методическая-деятельность-ко/виртуальный-методический-кабинет-специалистов-сппс.

 

Список использованных источников:

 

  1. Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 322 с.
  2. Битянова, М.Р. Куда уходит детство? // Школьный психолог. – 1999. – №12. – С.16.
  3. Грецов, А. Г. Будь уверенным в себе: Практикум. / А.Г. Грецов, Е.Г. Попова – Санкт-Петербург : СПб НИИ физической культуры, 2008. – 76 с.
  4. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Трикса, 2018. – 420 с.
  5. Погодина, Е. К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130–
  6. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. – М. : «Когито-Центр», 2003. – 230 с.
  7. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 292 с.

 

Приложение 1.

 

Экспресс-тест

«Определение уровня понимания ребенка».

 

Инструкция. Уважаемые родители! Данный тест поможет вам определить, насколько вы понимаете своего ребенка. На утверждения этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю».

Утверждения:

  1. На какие-то поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
  2. Вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
  3. Ваш опыт – лучший советник в воспитании ребенка.
  4. Можете ли вы доверить ребенку секрет, который вы не рассказали бы никому?
  5. Ваша реакция на негативное мнение других людей о вашем ребенке.
  6. Можете попросить у ребенка прощение за свое поведение.
  7. Может ли ребенок иметь секреты от родителей?
  8. Есть ли различие между своим характером и характером ребенка, которые удивляют (радуют) вас?
  9. Вы сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
  10. Вы можете удержаться от покупки интересного подарка для подростка даже если у вас есть деньги, потому что знаете, что подобное есть дома.
  11. Вы считаете, что лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
  12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
  13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот или радости?
  14. Ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
  15. У вас бывают конфликты с собственным ребенком.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» на вопросы 2, 4, 6, 8,10, 12, 14; а также за каждый ответ «нет» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 вы получаете по 10 очков.

За каждый ответ «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

Вот что у вас получилось:

100-150 очков. У вас большие способности к правильному пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным подражания. До идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка. Рискнете?

50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на решение которых вы можете повлиять, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков. Кажется, можно больше посочувствовать не вам, а вашему ребенку, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте действовать иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам в этом поможет. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

 

Приложение 2.

 

Памятка для родителей «Общение с ребенком».

 

Общение с детьми должно занимать не меньше 3-4 часов в сутки.

Уважаемые родители, не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.

Помните, что если вы – человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы злой – злые.

Воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!

Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу. Здесь всегда поймут и вас, и вашего ребенка.

  • Родители, всегда помните, что одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для подростков главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее ребенка положение (лидер, авторитет).
  • Важно научить детей быть лично ответственным за успешность общения с окружающими.
  • Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые должны отвечать актуальным потребностям (например, закончить четверть без «троек»).
  • Научите ребенка составлять план своих действий (после этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению).
  • Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.
  • Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам, так как дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.
  • Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания, возможно, ваш личный пример поможет им разобраться.