РУС БЕЛ ENG

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ «ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ПОДРОСТКОВ»  (I ЧЕТВЕРТЬ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

«ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ПОДРОСТКОВ»

 (I ЧЕТВЕРТЬ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фролова Д.И., педагог социальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах формирования жизненных целей у подростков.

Задачи:

  1. Расширять знания и представления родителей о возрастных особенностях и способах развития целеустремленности у восьмиклассников.
  2. Обсудить с родителями жизненные приоритеты подростков, влияние родителей на их формирование.

 

Методические указания;

  1. Предварительная подготовка: проведение с учащимися проективной методики «Мой жизненный выбор» (Приложение 1); подготовка памяток для родителей (Приложение 2).
  2. Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Как содействовать формированию целеустремлённости у подростка» (сопровождение информации педагогом-психологом); памятки для родителей (по количеству участников).

 

Основная часть:

  1. Актуализация проблемы.

 

«Если корабль не знает куда плыть, ни один ветер не будет ему попутным…»  Сенека

 

Тема нашей встречи: «Жизненные цели подростков». Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

В XXI веке успешность – это синоним целеустремленности. Но целеустремленность – качество, которое приобретается с возрастом, а не даруется при рождении. Целеустремлённость – волевая категория и у подростков развита частично. Гормональные всплески провоцируют импульсивность характера, и контролировать себя в такие моменты трудно. Целеустремлённость складывается из нескольких навыков: определение цели, составление плана и распределение времени для его реализации, умение эффективно работать и контролировать себя. Как научить подростка управлять целями?

Характер отношений родителей с подростками оказывает серьезное влияние на их отношение к жизненным перспективам. Взрослые часто стремятся или все сделать за детей, или до мелочей регламентировать их действия. У подростка в таком случае нет выбора, ему не надо принимать самостоятельных решений. Отсюда – беспомощность, неустойчивость в реальном столкновении с многообразием жизненных ситуаций. Основной мотив, определяющий поведение подростка, – желание самоутверждения, также остается нереализованным в этой атмосфере запретов.

Родители должны понять, что жизненные цели ребенка не всегда совпадают с желаниями взрослых. Добиваться желанной цели приятнее, чем жить согласно правилу: «Мама и папа лучше знают, что тебе нужно». У истоков цели обитает желание. Поддерживайте желания ребенка, не приземляйте его словами: «Хочется – перехочется», потому что мечты исчезнут. Пусть подросток самостоятельно выберет большую цель – мечту и определит маленькие ступеньки – ориентиры для достижения главного замысла.

Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где можно рассчитывать только на себя, и те, где может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей [3].

 

  1. Упражнение «Наедине со всеми».

Родители делятся своим опытом, по желанию отвечая на вопросы:

  1. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?
  2. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели? Что вам помогло/помешало в этом?
  3. Знакомы ли вы с жизненными целями своего ребенка? Одобряете ли вы их?
  4. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?

 

  1. Обсуждение результатов проективной методики «Мой жизненный выбор» [1, стр.166], проведённой среди учащихся.

 

  1. Информация педагога-психолога «Как содействовать формированию целеустремлённости у подростка».

Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как никому другому. Цель в жизни ребенка в «переходном возрасте» поможет ему избежать рискованных ситуаций и соблазнов, свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями. Если у ребёнка нет цели, то и нет движения вперёд. Поэтому всё, что делается бесцельно, не даёт ребёнку никакого морального, умственного развития, разлагает личность, способствует развитию вредных привычек, одним словом, тормозит весь процесс формирования взрослого, ответственного за свои поступки человека.

Психологи выделяют признаки в поведении ребёнка, по которым можно определить есть ли у него жизненная установка, цель или нет. Я хочу привести перечень нескольких признаков в поведении детей, у которых, с большой вероятностью, нет жизненных целей:

  • большую часть времени играет в компьютерные игры;
  • совершает долгие бесцельные прогулки;
  • разговаривает по телефону в течение нескольких часов;
  • ленивое времяпровождение у телевизора;
  • демонстративное нарушение школьной дисциплины;
  • употребление ПАВ;
  • ложь даже без причин;
  • доказывание своей правоты только с помощью грубости и силы;
  • разрисовывание стен;
  • порча школьного имущества;
  • совершение других противоправных поступков.

Именно эти критерии говорят о том, что ребенок не ставит перед собой цель, к которой нужно идти и добиваться ее воплощения. Присмотритесь к своему ребенку, проанализируйте ситуацию.

Современная жизнь заставляет родителей задуматься, как же воспитать в своих детях целеустремленность.

Рекомендации для родителей.

  1. Будьте примером для своего ребенка.

Ребенок многое берет от своих родителей, можно сказать «впитывает» в себя качества родителей. Если вы сами демонстрируете умение ставить цели, намечать планы и достигать желаемого результата, то с большой вероятностью и ваш ребёнок без особых усилий научится этому.

  1. Будьте поддержкой.

Поддерживайте ребенка в его начинаниях, подталкивая его доводить работу (задачу) до конца.

  1. Мотивируйте и поощряйте.

Мотивируйте и поощряйте ребенка за любое проявление активности и инициативы. Если цель сложная для него, помогите ему разделить её на более мелкие задачи и двигаться поэтапно. Хвалите ребенка в процессе выполнения задач за любое достижение.

  1. Оставляйте место для самостоятельности.

Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, к примеру, убирать за собой.

  1. Усложняйте задачи.

Усложняйте постоянно задачи. Разбивайте их на составные части. Это учит ребенка составлению плана в будущем.

  1. Вызывайте желание побеждать.

Устраивайте состязательные игры, создавайте ситуации успеха – это всегда желание победить, добиться желаемого результата. Чувство «победителя» поможет ребенку запомнить это ощущение, и он захочет его испытать вновь и вновь.

  1. Учите воспринимать неудачи как опыт, как необходимые ступени для достижения успеха в будущем.
  2. Объясняйте, что мечта требует усилий

Постоянно объясняйте ребенку, что для того, чтобы добиться цели (мечты), нужно прикладывать немало усилий и труда [4].

 

Притча «Два весла: Думай и Делай!»

Лодочник перевозил путешественника на другой берег. Путник заметил, что на веслах лодки были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

 – Интересные у тебя весла, – сказал путешественник. – А зачем эти надписи?

 – Смотри, – улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью: «Думай». Лодка начала кружиться на одном месте.

– Бывало, я думал о чем-то, размышлял, строил планы…  Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка. Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью: «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

– Бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте. Вот и сделал надпись на веслах, – продолжал лодочник, – чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла.

А потом показал на красивый дом, который возвышался на берегу реки.

 – Этот дом я построил после того, как сделал на веслах надписи [2].

 

«Памятка для родителей» [1, с.168].

- Уважаемые родители! Настало время серьёзных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах их достижений. Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе научимся радоваться успехам и поддерживать своих детей во время неудач!

 

Список использованных источников:

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. М: Вако, 2004
  2. Притча «Два весла» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mirpozitiva.ru/
  3. Статья «Постановка жизненных целей у подростков: чему должны научить родители?» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/
  4. Тоймастова Н. Главное качество успешных людей: 8 советов, как воспитать в детях целеустремленность». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://5sfer.com/8-sovetov-kak-vospitat-v-detyakh-tseleustremlennost/

 

Приложение 1.

 

Проективная методика «Мой жизненный выбор».

  1. Цели моей жизни – это….
  2. Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно…
  3. Поддержкой в достижении моих жизненных целей является…
  4. Препятствием в достижении моих целей является…
  5. Для того, чтобы достичь цели, я должен…
  6. Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
  7. К моим жизненным целям родители относятся….

 

Приложение 2.

 

Памятка для родителей.

 

Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

  1. Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
  2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
  3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
  4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
  5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
  6. Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
  7. Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы, преодолевать трудности и неудачи на пути к достижению цели.
  8. Будьте сами примером ребёнку. Самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.