РУС БЕЛ ENG

4 класс - ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ «ЭТИКЕТ-КАФЕ»  «КАК НАУЧИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ЖИТЬ В МИРЕ ЛЮДЕЙ» ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ IV КЛАССОВ (2-я ЧЕТВЕРТЬ)

ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ «ЭТИКЕТ-КАФЕ»

 «КАК НАУЧИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ЖИТЬ В МИРЕ ЛЮДЕЙ»

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ IV КЛАССОВ

(2-я ЧЕТВЕРТЬ)

 

Чугунова Д.И., педагог социальный

Вяткина О.А,

классный руководитель

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах нравственного воспитания ребенка в семье.

Задачи:

- повысить уверенность родителей в вопросе взаимодействия со своими детьми;

- способствовать формированию у родителей ответственного отношения к воспитанию своих детей;

сформировать у родителей понимание значимости воспитания нравственных качеств личности;

- сформировать у родителей понимание значимости личного примера для становления характера ребенка и его взглядов;

при общении со сверстниками и взрослыми

- обсудить и проработать типичные проблемные ситуации в воспитании.

Методические указания.

Форма проведения: «Этикет-кафе».

Предварительная подготовка:

  1. рисунки учащихся «Символ моей семьи»;
  2. тест «Какой Вы родитель?» (для каждого из родителей);
  3. буклет «10 заповедей для родителей»;
  4. педагогические ситуации для обсуждения;
  5. мультимедийная презентация;
  6. музыкальное сопровождение.

Оформление: высказывания по теме занятия; рисунки учащихся (рисунки «Символ моей семьи»), макет вазы для составления «Букета качеств»; выставка литературных произведений по теме собрания.

Подготовка пространства: столы расставлены по количеству групп. Родители фиксируют записи и выводы на листах ватмана, которые находятся на столах. На доске – табличка «Этикет-кафе».

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие нравственные качества личности вы хотели бы видеть у своего ребенка?
  2. Каково влияние личного примера родителей на воспитание ребенка?
  3. Законы семейного воспитания.

Основная часть. Актуализация проблемы.

Вступительное слово (притча).

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало большое количество людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Старушка что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что делает старушка, но родители велели им держаться от нее подальше. Старушка улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие. И только когда старушка умерла, люди узнали, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которым дети могли поранить ноги [6].

Это не легенда, это реальная история из нашей жизни.

Сегодня мы будем рассуждать о семейных ценностях, о нравственных качествах, которыми стремимся наделить детей, о роли семьи в формировании безопасной среды ребенка, о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. Ведь сколько таких людей, как старушка, живут рядом с нами, дарят нам тепло и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем. Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелегкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас».

Обсуждать данную проблему мы будем в формате «Этикет-кафе» – это технология организации дискуссии в малых группах в непринужденной обстановке [4].

Правила «Этикет Кафе»:

Фокусируйтесь на том, что имеет значение.

Вносите вклад своими идеями.

Говорите разумом и сердцем.

Слушайте, чтобы понять.

Комбинируйте идеи.

Слушайте внимательно для возникновения инсайтов и углубления обсуждаемых вопросов.

Играйте, записывайте и зарисовывайте – записи на салфетках приветствуются!

Получайте удовольствие!

Тест «Какой вы родитель?» [7].

Чтобы понять свое отношение к воспитанию ребенка, предлагаю выполнить небольшой тест: «Какой вы родитель?».

Задание: родителям надо отметить те фразы, которые они наиболее часто употребляют в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять!

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)!

1

4. И в кого ты только уродился!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Ну на кого ты похож(а)!

2

7. Я в твое время!

2

8. Ты моя опора и помощник(ца)!

1

9. Ну что за друзья у тебя!

2

10. О чем ты у меня только думаешь!

2

11. Какая ты у меня умница!

1

12. А ты как считаешь, сыночек (доченька)?

1

13. У всех дети как дети, а ты?

2

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ (результаты вынесены на слайд). Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь какой вы родитель, не знает лучше вас самих никто.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

9-10 баллов.  Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развития вашего ребенка.

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!

Работа в группах.

Задание группе №1. «Законы семейного воспитания».

Учитель предлагает родителям сформулировать основные правила семейного воспитания. Пока родители работают, звучит легкая музыка.

В результате совместного обсуждения законы семейного воспитания могут выглядеть примерно так.

  • Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
  • Закон значимости похвалы для ребенка.
  • Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни своей семьи.
  • Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ для ребенка.
  • Закон уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Если эти законы в семье выполняются, значит, ребенок состоится как личность.

Задание группе №2. Какие семейные ценности вы хотели бы передать своим детям?

Задание группе №3. Все мы стремимся наделить детей нравственными качествами. Что, по-вашему, нам мешает, как семья может это преодолеть? 

Выводы: зачитать записи на ватмане.

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Участникам предлагается обсудить несколько педагогических ситуаций, найти решение.

Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:

  1. Как дальше будет развиваться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку, но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: «Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?»

– Не твое дело, «своих» будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

  1. В чем состоит педагогический просчет матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как вы поступили в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

– Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

– Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

– Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

– Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

– Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

– Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?

Подведение итогов обсуждения ситуаций.

Задание «Символ семьи».

Учитель предлагает родителям подумать над символом семьи. После выполнения задания, на которое отводится 5-10 минут, родители получают для сравнения символы-рисунки, нарисованные их детьми. Это своеобразный портрет семьи глазами родителей и детей – хорошая возможность для родителей проанализировать свои подходы к воспитанию детей в семье и сделать выводы.

 

Размышления о значении воспитания культуры личности.

Возвращаясь к расстановке приоритетов, попробуем разобраться, что является самым главным в воспитании ребенка?

Слово для беседы о системообразующем значении духовно-нравственного воспитания предоставляется священнослужителю Православной Церкви.

«Букет качеств».

Дети – это цветы жизни. От того, как мы их будем взращивать, в какую почву положим семена, какой водой будем поливать, будет зависеть и цветение. Так и с детьми: те качества, какие мы в них воспитаем, отразятся и на нас. Давайте все вместе составим букет качеств, которые, на ваш взгляд, являются важными для воспитания культуры личности.

Я желаю, чтобы мой ребенок был отзывчивым… (составление букета).

Заключительное слово.

Воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств и навыков поведения. Воспитанию в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В. А. Сухомлинский. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Учитель предлагает сформулировать для себя основные заповеди воспитания.

Десять заповедей для родителей [3]:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них: мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Рефлексия.

Наша встреча подошла к концу, и хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы.

Каждому участнику предлагается письменно на стикерах закончить одно из предложенных на выбор предложений (предложения заранее заготовлены на большом листе или на закрытом листе доски):

- Меня удивило…

- Я задумался…

- Меня раздражало…

- Самым важным для меня было…

- Мне показалось неудачным…

- Меня обрадовало…

Оставленные стикеры – материал для анализа проведенной работы.

Спасибо вам за тот опыт, которым вы поделились со всеми, кто был сегодня с нами. До следующей встречи.

 

Список использованных источников:

  1. Гришанова, О.С. Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы. 5-9 классы: родительские собрания, диагностические и рекомендательные материалы / О.С. Гришанова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 179 с.
  2. Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2007. – 173 с.
  3. Карнаух, И.10 заповедей для родителей от Януша Корчака [Электронный ресурс] / И. Карнаух // Профессионалы.ru. – Режим доступа: https://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/10-zapovedej-dlya-roditelej-ot-yanusha-92429263/.
  4. Луговцова, А. Всемирное кафе: маленькие беседы с большим смыслом [Электронный ресурс] / А. Луговцова // Адукатар. – Режим доступа: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2011/07/19_Pages_37-41.pdf.
  5. Сергеева, М. В. Методическая разработка. Родительское собрание «Нравственные уроки моей семьи» [Электронный ресурс] / М. В. Сергеева // Педпортал. Библиотека материалов для работников школы. – Режим доступа: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/metodicheskaya-razrabotka-roditelskoe-sobranie-quot-nravstvennye-uroki-moey-semi-quot-651254.
  6. Эфейдиев М.М. https://proshkolu.ru/user/murtaza12/blog/
  7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/05/26/test-dlya-roditeley-kakoy-vy-roditel Тест «Какой вы родитель?».