РУС БЕЛ ENG

Психологические и физиологические особенности третьеклассников - 3 класс (2 четверть)

Информационно-методические материалы

для проведения занятий с родителями

в рамках республиканского проекта «Родительский университет»

по теме «Психологические и физиологические особенности третьеклассников».

Чугунова Д.И., педагог социальный

Драздович Н.В., медицинский работник

Целевая группа: родители учащихся III класса.

Время проведения: 2-я четверть учебного года.

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области воспитания и развития детей.

Задачи:

- сформировать представление о возрастных физиологических и психологических особенностях детей-третьеклассников;

- акцентировать внимание родителей на проблемах данного возрастного этапа;

- мотивировать помогать своим детям справляться с трудностями и оказывать им поддержку;

- наметить пути профилактики возможных трудностей и определить роль родителей в этом процессе.

Форма работы: круглый стол.

 

Методические рекомендации.

Общение лучше начать с игрового задания, чтобы создать благоприятную атмосферу и снять напряжение. Как вариант, можно предложить родителям на листках или стикерах нарисовать «рожицу третьеклассника». Эти рисунки наклеить на ватман – получится своеобразный портрет класса, где нет ни одного одинакового портрета.

 

Предварительная подготовка: анкеты для родителей.

Накануне собрания, как минимум за неделю, классный руководитель готовит приглашение-анкету для каждого из родителей.

 

Приглашение-анкета

Уважаемые мамы и папы!

Ваш ребенок стал на год взрослее – перешел в III класс. Приглашаю Вас на занятие в рамках проекта «Родительский университет» по теме «Психологические и физиологические особенности третьеклассников». Прошу Вас ответить на следующие вопросы:

 

 

 

Накануне занятия

После занятия

1. С какими проблемами в школе уже столкнулся Ваш ребенок?

2. Как Вы считаете, актуальна ли для Вас предложенная тема?

3. Считаете ли Вы необходимым расширить свои знания по данной теме?

4. Для чего Вам это необходимо?

5. Какие вопросы Вы хотите задать классному руководителю по указанной теме?

 

1.

 

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 

4.

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

3. Расширили ли Вы свои знания по данной теме?

 

 

4. Изменится ли Ваш подход к третьекласснику?

5. На какие вопросы Вы не получили ответа?

 

 

 

Материалы и оборудование: маркеры, листки или стикеры, на доске тема и девиз занятия, возможно презентация.

 

 

Истинное воспитание ребенка – в воспитании самого себя.

Л. Толстой [1]

Актуальность темы.

Все дети разные. Каждый ребенок – индивидуальность. А что же такое индивидуальность? Как ее развивать? Индивидуальный подход к каждому ребенку – это замечательно! Но каким бы ни он ни был – это мы, взрослые, «подходим» к ребенку со своими мерками. А потом ставим диагноз, опять же, свой, «взрослый» [2, с. 183]. Но проблема ребенка при этом остается нерешенной, и чтобы ее решить, необходимо взглянуть на нее глазами самого ребенка. Поэтому интересно было бы узнать, а что же они – дети – думают о себе, о других детях, о нас – взрослых: педагогах и родителях. Возможно, тот, кто прочтет следующие высказывания, откроет для себя много нового (правда, не всегда приятного), сможет лучше понять своего ребенка и в будущем избежать много ошибок.

Я мечтаю о шапке-невидимке, чтобы хоть иногда можно было спрятаться от своих родителей и не слышать, как они все время меня ругают, ругают, ругают. (Маша, 6 лет)

Мама ставит меня в угол и думает, что я попрошу прощения. А я ни за что не попрошу. А она злится. Пусть злится. Сама виновата. (Рита, 6 лет)

Обычно мы с сестренкой деремся. Из-за игрушек. Игрушек много, а всем одну хочется. Заканчивается все нашими хныками. (Аня, 6 лет)

Я дерусь, потому что меня всегда обижают. (Егор, 6 лет)

Когда я вырасту, я обязательно буду любить своих детей. (Маша , 9 лет)

Хорошо бы уйти в лес и бродить там. Долго-долго, пока не вырасту. Тогда не надо было бы ходить в школу! (Оля, 9 лет) [2, с. 186].

Чего не хватает нашим детям? … Отвечу словами из кинофильма «Доживем до понедельника»: счастье – это когда тебя… понимают. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими, и в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

Эта встреча для Вас и о Ваших детях. Понимание внутренних механизмов психического развития, знание возрастных и физиологических особенностей детей-третьеклассников поможет нам акцентировать внимание на проблемах данного возрастного этапа. Опираясь на эти знания, мы сможем помочь детям справляться с трудностями и оказать им поддержку в различных ситуациях школьной и семейной жизни.

 

Каждый год – это ступенька. Не упустите ступеньку, чтобы не упасть.

Ш.Амонашвили [1]

Проблемное содержание темы.

Младший школьный возраст охватывает детей 6-7-8-9 лет [3, с. 68]. Чем отличается третьеклассник от первоклассника, второклассника? Надо ли относиться к нему по-другому? Что могу сделать я как родитель, чтобы мой ребенок развивался гармонично, чтобы мог справляться с трудностями, чтобы учился успешно, чтобы ощущал себя счастливым?

Принципы воспитания и обучения учитывают индивидуальные и психологические особенности. Однако в каждой возрастной группе детей существуют некоторые различия. Эти различия необходимо учитывать и педагогам (в организации учебной деятельности), и родителям (во взаимодействии с детьми). Давайте разбираться.

Наши дети стали на год взрослее. В процессе взросления происходит развитие личности школьника. Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

Задачи развития в младшем школьном возрасте:

- развитие навыков сотрудничества, достаточных для того, чтобы быть членом коллектива;

- рост самосознания;

- развитие широкого спектра способностей – к обучению, спортивных, артистических [3, с. 50].

Ведущее значение в этот период приобретает учебная деятельность. Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она осуществляется сугубо индивидуально, а ее результаты основаны на индивидуальном усвоении (Столяренко, 1999). В процессе учебы ребенок усваивает знания и умения, выработанные человечеством. Вторая особенность этой деятельности – приобретение ребенком умения подчинять свое поведение массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение. Основным новообразованием в этом возрасте является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей.

 

Аспекты обсуждаемой темы.

Методические рекомендации: классный руководитель самостоятельно выбирает аспекты предложенной темы, делая акцент либо на особенностях учебной деятельности и мыслительных процессов, либо на особенностях развития личности третьеклассника.

Физиологические особенности третьеклассников.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

  • Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.
  • Костная система младшего школьника еще находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено. В костной системе еще много хрящевой ткани. Чрезмерные физические нагрузки быстро приводят к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развивается нарушение осанки, сколиоз.
  • Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Дети быстро утомляются от письменных работ, аккуратное выполнение которых для них затруднительно. В школьном возрасте отмечается самая высока частота травм в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.
  • Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
  • На возраст 7-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности. На перемене дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями [4].

Очень важно правильно строить отношения с ребенком по поводу его телесных особенностей, успехов или неуспехов в физических упражнениях, специальных учебных или бытовых действиях.

Вопросы для обсуждения:

- Как учесть эти особенности при организации домашней учебной работы третьеклассника? На что обратить внимание?

- Что надо вашему ребенку сейчас?

 

Физиологические условия адаптации ребенка к обучению в III классе.

  • Изменение режима дня в сравнении со II классом, второй сменой, увеличением учебной нагрузки.
  • Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности между выполнением уроков.
  • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  • Организация правильного питания ребенка.
  • Забота родителей о закаливании ребенка, обеспечение максимальной двигательной активности.
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья [5, с. 96].

 

Учебная деятельность.

К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате этого в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют внутренним ребенком. Взрослые в этот период обычно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это – явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Способность к рефлексии уже переносится и на другие сферы деятельности ребенка.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем и интеллектуальном развитии детей в данный период.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки. Например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться».

У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на учебную деятельность, но и на общение с одноклассниками. Обострение критического отношения к себе актуализирует потребность третьеклассников в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Эту особенность надо учитывать и в связи с десятибалльной системой оценивания результатов учебной деятельности третьеклассников.

Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний. Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Именно на этом этапе обучения более интенсивно развивается вербальное (словесно-логическое) мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим». [6]

Вопросы для обсуждения:

Согласны ли вы, что 3 класс – «возраст риска»?

 

Познавательные процессы [7]

Внимание.

Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Т.о., развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Память.

Наиболее распространенный прием запоминания у учащихся 1-2 классов – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы. Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью». В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др. Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания. Третий класс – наиболее благоприятный период для развития смысловой памяти.

Восприятие.

Происходят существенные изменения в развитии восприятия. Оно становится синтезирующим, т.е. третьеклассники начинают устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Например, дошкольник, описывая рисунок, начинает перечислять все, что видит, а третьеклассник начинает описание с небольших и связных предложений [3, с. 51]. Огромным достижением в развитии восприятия у младших школьников является установление ими связей пространства, времени и количества, переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом, избирательность по содержанию, а не по внешней привлекательности.

Т.о., развитие восприятия предполагает переход от слитного и фрагментарного восприятия предметов к осмысленному и категориальному отражению вещей, событий и явлений в их пространственных, временных и причинных связях.

Воображение.

Одним из важных психических процессов у младших школьников является воображение. В процессе учебной деятельности младшие школьники получают много описательной информации, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его. Поначалу воображение у младших школьников недостаточно развито, их образы расплывчаты и неясны. Лишь в процессе целенаправленной учебной деятельности воображение у младших школьников начинает успешно развиваться. В начале обучения для возникновения образа младшим школьникам требуется конкретный предмет. Они учатся воссоздавать образы по картинкам и схемам. Первоклассники могут отразить в образе только несколько признаков с преобладанием несущественных. Однако к 3 классу число отображаемых признаков у младших школьников возрастает с преобладанием существенных. Их образы становятся обобщенными и определенными. В младшем школьном возрасте начинает развиваться творческое воображение как способность создавать новые образы на основе имеющихся представлений. Таким образом, воображение у младших школьников становится все более управляемым. Под влиянием обучения третьеклассники начинают воссоздавать более точные и детальные образы, опираясь не только на картинки, но и слово, правильно представлять последовательность событий во времени.

Мышление.

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, надо учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте. Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

 

Развитие личности.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание большей свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

Важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми: учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду. Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Общение со сверстниками складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. Если в 1-м классе эти отношения регламентировались в основном номами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то в 9-10 лет на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы» [3, с. 68], связанные с качествами настоящего товарища. При правильном развитии школьников две системы требований – к позиции ученика и позиции товарища – должны не противопоставляться, а выступать в единстве. В противном случае растет вероятность проявления конфликтов и с учителями, и со сверстниками.

Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

 

Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся.

Включите родителей в дискуссию:

Ваня гордо заявляет: «У меня уже десять десяток!» На вопрос, зачем ему столько, отвечает, что хочет заслужить больше десяток, потому что тогда его все будут любить еще сильнее, дарить подарки и покупать конфеты. Весь класс, в котором он учится, тоже занимается подсчетом десяток.

- В чем опасность такой позиции ребенка по отношению к отметке?

- Не является ли такое отношение результатом позиции родителей?

- Как отметка влияет на ваше настроение и настроение вашего ребенка? [8, с. 196]

После 6-7 лет дети начинают увлекаться коллекционированием. Причем вещи, которые коллекционирует ребенок, имеют для него свой личностный смысл. В основе коллекционирования всегда лежит интеллектуально-логический принцип подбора материала. Склонность к такой систематизации является одним из проявлений новой, более совершенной стадии развития логического мышления, которая наступает у детей в 7 лет. Взрослые, как правила, желают, чтобы дети не занимались «таким бесполезным делом».

- Каковы, на ваш взгляд, психологические причины детского стремления к коллекционированию?

- Помогают ли коллекции детям общаться друг с другом?

- Какова роль коллекций в детской субкультуре? [8, с. 196]

Двое мальчиков 8-9 лет играли во дворе. Поскольку дворы, как правило, не соответствуют ни двигательным, ни познавательным потребностям детей, они раскачивались на бревенчатых стропилах беседки, но были выгнаны оттуда дворником. Тогда они стали ходить, балансируя на ограждениях газона, но оттуда им тоже пришлось уйти из-за возмущенного «хулиганством» мужчины, который заявил, что им не следует болтаться во дворе, а надо учиться.

- Как вы думаете, должны ли младшие школьники только учиться, а не играть?

- Чем вообще должны дети заниматься на прогулке?

- Нужна ли детям, на ваш взгляд, самостоятельная исследовательская и игровая деятельность на прогулке? [8, с. 197]

 

В родительский дневник [9].

Мышление:

У третьеклассников над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Закрепляется развитие словесно-логического и образного мышления, на которые станет опираться учитель, когда ребенок будет учиться в следующем классе.

Рекомендация: Мама и папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление. Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление. Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление.

Ведущий вид деятельности:

В третьем классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные на отдельные школьные предметы. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.

Рекомендация: Мама и папа, чаще объясняйте мне необходимость каждого школьного предмета в жизни человека. Тогда я буду стараться лучше учиться по всем предметам. Например, для убеждения меня в необходимости риторики вы можете использовать следующее утверждение: «Мы любим общаться с людьми, которые нам нравятся. Среди них всегда есть те, кто умеет красиво говорить. Ты хочешь быть человеком, с которым будет приятно общаться? Поэтому, чтобы стать интересным в общении, тебе нужно изучить риторику».

Социальная ситуация развития:

Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

Рекомендация: Мама и папа, контролируя меня, не забывайте хвалить почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.

Учебная мотивация:

В третьем классе у ребенка закрепляется школьная мотивация. Она бывает разной.

Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успехов в учебе.

Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Рекомендация: Мама и папа, у меня к вам есть несколько просьб. Последуйте им, и тогда я буду радоваться школе и любить учиться.

  1. Встречая меня из школы, улыбайтесь! И я буду связывать учебу в школе с праздником и счастьем, а не с тяжелыми бытовыми буднями.
  2. При встрече спрашивайте меня о том, что во время уроков мне понравилось и было интересным. Мне хочется, чтобы вы радовались моим познаниям, а не отметкам.
  3. Если я хвалюсь вам своими знаниями, говорите в ответ: «На свете есть так много интересного, о чем ты еще не знаешь. Обо всех чудесах мира тебе расскажут в школе». И я стану стремиться к новым знаниям.
  4. Когда я рядом с вами, не обсуждайте ошибки деятельности учителей. Слушая вас, я начну плохо о них думать. Никому не хочется учиться у того человека, который тебе не нравится.

Новообразование:

Дети в третьем классе вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Рекомендация: Мама и папа, укладывая меня спать, подведите итоги дня вопросом: «Ты доволен собой?» Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать. Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня. Так я научусь адекватно себя оценивать.

Общение:

Общению третьеклассника характерны следующие признаки:

  • Неустойчивость контактов.
  • Эмоциональность.
  • Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
  • Разрыв между мальчиками и девочками.
  • Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.

Рекомендация: Мама и папа, не говорите при мне негативно о моих одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.

Что необходимо вашему ребенку сейчас?

  1. Вера в свои силы, успехи.
  2. Уход за своей одеждой, комнатой, книгами.
  3. Приучать к пунктуальности.
  4. Учить уважать права и чувства других людей.
  5. Учить терпению, самоконтролю.

Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает не всегда объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию. У одних из ребят происходит взросление легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями. Дарите им свою поддержку.

«Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение!

Воспитание – это терпение.

Понимать, принимать, терпеть…

Где не хватает терпения надо бы постараться понять,

Где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка,

Всегда люблю».

Симон Соловейчик [10].

Методический комментарий.

Возможные способы организации рефлексии и подведения итогов.

Очень важно, чтобы заключительный этап занятия стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если встреча завершается «минутами благодарности» [11, с. 14], во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке занятия и делился опытом семейного воспитания. Из темы проведенного занятия логически вытекает важная для обсуждения тема – использование десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности – «Первые уроки школьной отметки».

Рефлексия.

«Конверт отзывов»: предложить каждому участнику на чистом листке (без Ф.И.О.) написать свои впечатления.

Возможно предложить таблицу, которую родители заполняли еще накануне встречи (заполнить вторую колонку).

 

Список использованных источников, интернет-источников:

  1. «Как любить детей». Шалва Александрович Амонашвили [Электронный ресурс]. – https://youtu.be/gxxVWeD9I7I. Дата доступа: 10.04.2022
  2. Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, ГБ. Монина. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.
  3. Мухина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. Возрастные кризисы детства / И.Г. Мухина-Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 384 с.
  4. Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. http://www.directeducation.ru/powins-712-4.html. Дата доступа: 11.04.2022
  5. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы / Н.И. Дереклеева . – М.: ВАКО, 2004. – 252 с.
  6. Психологические особенности третьеклассников (8-9 лет) [Электронный ресурс].https://xn--31-ilctltefmcih8e3e.xn--p1ai/assets/files/parents/psihologicheskie-osobennosti-treteklassnikov-8-9-let.pdf. Дата доступа: 11.04.2022.
  7. Возрастные особенности третьеклассников [Электронный ресурс]. – https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/09/23/vozrastnye_osobennosti_treteklassnikov.doc. Дата доступа: 11.04.2022.
  8. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М.П. Осипова, Г.А. Бутрим, И.А. Мельничук и др.; Под общей ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. – Мн., Экоперспектива, 2003. – 480 с.
  9. Психологические и физиологические особенности третьеклассников [Электронный ресурс]. http://nssh.kostjukovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=77911. Дата доступа: 10.04.2022.
  10. Родительское собрание: «Психологические и физиологические особенности третьеклассников» [Электронный ресурс]. https://valische.roo-pinsk.gov.by//родителям/родительский университет/родителям-учащихся-3-класса. Режим доступа: 09.04.2022.
  11. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
  12. Психологические и физиологические особенности третьеклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sc4lida.iam.by/informatsiya/roditelyam/roditelskij-universitet/3-klass?start=3. Дата доступа: 18.04.2022.