РУС БЕЛ ENG

ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (для родителей учащихся ІІІ класса, 1-я четверть).

ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

(для родителей учащихся ІІІ класса, 1-я четверть).

 

Ворошень М.А., классный руководитель

 

Цель: создание условий для восприятия многообразия мнений по значению отметок в жизни ребенка и для активизации интеллектуальных и коммуникативных способностей родителей, заинтересованных в получении дополнительных знаний в проявлении гуманного (личностно-ориентированного) отношения к школьным отметкам.

 

Сценарный план проведения родительского собрания:

 

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель объявляет тему родительского собрания и сообщает, что оно будет проводиться в виде диалога-спора[1].

Учитель знакомит родителей с содержанием понятия и предлагает пояснить, почему именно такая форма выбрана для рассмотрения данной темы.

Планируемые результаты данного этапа: родители приходят к выводу, что существуют различные точки зрения, включая противоположные, относительно значения школьной отметки в жизни ребенка; поэтому заявленная тема предполагает активное участие каждого в обсуждении.

 

  1. Целеполагание.

Учитель сообщает цель родительского собрания, при необходимости уточняет ее применительно к конкретной образовательной ситуации.

Затем учитель организует коллективную выработку и принятие правил ведения диалога-спора, подчеркивая, что первое слово термина является ключевым. Желательно обсудить, какими способами можно высказывать свое согласие и несогласие, чтобы диалог оказался конструктивным.

Например: «Я согласен с …», «Я придерживаюсь мнения, что…», «Я могу ошибаться, но мне кажется…», «Ближе всего мне позиция…, так как…», «Представляется весьма интересной точка зрения…», «Я уважаю точку зрения …, однако считаю, что…», «…справедливо указывает на …, но вместе с тем, я не могу согласиться…», «Я во многом согласен с мнением …, но имею собственную позицию по такому вопросу как…», «Я разделяю позицию …, но при этом хочу уточнить …» и др.

Следует подчеркнуть, что все вопросы, которые будут предложены для обсуждения, будут являться открытыми; на них нет и не может быть единственно правильного ответа; главным результатом является всестороннее осмысление проблемы.

Планируемые результаты данного этапа: участники собрания поддерживают необходимость высокой дискуссионной культуры, которая прежде всего проявляется в способах выражения несогласия.

 

  1. Упражнение «Ретроспектива».

Учитель предлагает родителям, прежде чем обсуждать проблему со стороны взрослого, постараться это сделать с позиции ребенка.

Для того, чтобы родителям было легче «вернуться в детство», демонстрируется клип «Первоклашка» (сл. В. Борисова, муз. А. Ермолова).

https://www.youtube.com/watch?v=jljS4SdE4Ho&ab_channel=mol4alena

Учитель подводит итог: «Таким радостным и счастливым каждый ребенок бежит в школу. Он надеется, что у него всё получится, и в дневнике у него всегда будут только хорошие и отличные отметки… Но праздник очень скоро сменяется буднями, которые оказываются не такими радужными…».

Учитель предлагает участникам собрания объединиться в группы для создания плаката «Я и отметки».

Учитель раздает каждой группе лист ватмана, цветные карандаши (фломастеры) и предлагает изобразить ученика, который отвечает у доски, вместе с его мыслями и чувствами. Следует подчеркнуть, что родителям их нужно не придумывать, а вспоминать из собственного опыта обучения в начальной школе.

Время выполнения задания – 10 мин, после чего все плакаты размещаются на доске, и представитель каждой группы рассказывает, что и почему они изобразили. Другие группы могут при необходимости задавать уточняющие вопросы.

Затем учитель предлагает родителям вспомнить их состояние, когда они получали плохие отметки: «О чем они думали?», «Что хотели сделать?», «С каким чувством шли домой?», «Как их встречали родители?», «Насколько реакция родителей была мотивирующей?» и т.п.

Планируемые результаты данного этапа: родители приходят к выводу, что ситуация проверки знаний и получения неудовлетворительной отметки является сильным стрессом для ребенка.

 

  1. Обсуждение «Безотметочное обучение».

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что значит «безотметочное обучение»?
  • Почему в 1-2 классах использовалась безотметочная система обучения?
  • Какими навыками должны были овладеть учащиеся в период безотметочного обучения?
  • Почему в 3(4) классе сохраняется безотметочное обучение по учебным предметам «Трудовое обучение», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье»? Что объединяет эти учебные предметы?
  • Почему по всем остальным учебным предметам, начиная с 3 класса, выставляется отметка в баллах?

Рекомендуется, чтобы после каждого вопроса учитель обобщал ответы родителей не только с опорой на свой педагогический опыт, но и на с опорой на содержание Инструктивно-методического письма Министерства образования [6].

В завершение обсуждения учитель приводит слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского: «Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Малыша пугает даже мысль о том, что на него могут смотреть как на лодыря или неудачника. Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детской радости. <…> Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызвавшим обиду или же равнодушием. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания» [12, с. 166].

Дополнительно можно сообщить, что Василий Александрович при обучении детей в начальной школе никогда не ставил неудовлетворительные отметки. Если ученик не достигал тех положительных результатов, которые он планировал, то отметки ему не выставлялись [12, с. 169].

Учитель предлагает участникам собрания высказать свое отношение к такой системе оценивания и сделать вывод, можно ли ее также назвать «безотметочной»?

Планируемые результаты данного этапа: родители понимают, что до отметочной системы обучения ребенок должен «созреть»: не всегда и не везде нужны баллы.

 

  1. Анализ видеокейсов.

Учитель предлагает посмотреть два видеофрагмента, иллюстрирующие отношение родителей к отметкам детей.

  • «Телефонный разговор» («Ералаш», выпуск № 15);

https://www.youtube.com/watch?v=wOt6qGs1Bbk&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%95%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88

  • «Я к вам опять…» (фрагмент из к/ф «Доживем до понедельника»).

https://www.youtube.com/watch?v=ihB7etQ2L4o

Затем учитель предлагает желающим высказаться, какие чувства и мысли возникли у них после просмотра (возможно по вариантам: участники собрания, которых можно назвать «первый вариант», комментируют первый фрагмент; кто сидит на месте «второго варианта» – второй).

Далее организуется обсуждение следующих вопросов:

  • Что общего было в двух фрагментах?
  • С какой целью мама в первом видео делилась с коллегами успехами своего ребенка?
  • В чем был виноват мальчик во втором видео, когда мама его стукнула?
  • Предположите, как будут разворачиваться события, когда мамы с детьми придут домой?
  • Если представить, что эти два видеофрагмента описывают жизнь одной и той же семьи, то какой эпизод произойдет раньше, а какой – позже? Объясните свое мнение.
  • Какой неосознанный посыл дают мамы своим сыновьям относительно того, ради чего нужно учиться?
  • Можно ли сказать, что эти женщины полностью успешны и уверены в себе, почему?

Дополнительно учитель может продемонстрировать на слайде репродукцию картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка» и предложить родителям ответить на аналогичные вопросы. 

Планируемые результаты данного этапа: родители приходят к выводу, что отметки детей могут влиять на уровень самооценки родителей.

 

  1. Мини-лекция «Уроки Шалвы Амонашвили».

Учитель сообщает, что Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог, доктор психологических наук, член Российской академии образования, президент Международного центра гуманной педагогики. Полное собрание его сочинений насчитывает 20 томов, а одной из первых была книга «Здравствуйте, дети!», в которой автор рассказывает о своем опыте работы учителем начальных классов.

Далее учитель читает несколько цитат из данной книги:

«Нужны ли отметки педагогам?

Пусть сами за себя решают мои коллеги. Что касается меня, они мешали бы мне радоваться каждой встрече с детьми.

Может быть, тогда отметки нужны родителям, чтобы знать, как учатся их дети?

Скажу откровенно: вряд ли желательно давать родителям отметки успеваемости их детей. Что они будут делать с этими отметками?

Сами цифры не скажут ровным счетом ничего о конкретных успехах и неуспехах ребенка. Что им скажет, допустим, цифра «2» по математике? Разве она расскажет мамам и папам, что ребенок еще не может складывать числа в пределах десяти, что он допускает ошибки при решении задач типа «В магазин привезли 8 ящиков яблок, было продано несколько ящиков. Осталось 3 ящика. Сколько ящиков яблок продали?»? Разве объяснит эта цифра, по какой причине ребенок не смог ответить педагогу сегодня на уроке на вопросы: где в примере первое слагаемое, второе слагаемое, сумма? И наконец, разве сможет она посоветовать родителям, в чем и как помочь ребенку? Цифра эта не умеет говорить на таком языке.

Зато она умеет ябедничать, она так и бежит к папе: «Присмотри за ребенком! Он ничего не хочет делать!».

Думаете, «5» и «4» несут с собой радость? Часто они вызывают успокоение и праздность родителей в отношении воспитания ребенка: «Какой он у нас умный! Раз он так хорошо учится, значит, наша помощь ему не нужна!» [1, с. 189].

«Малыши и слышать не хотели бы о них, но когда так усердно, каждодневно, всюду – в школе, дома, в любом социальном кругу – мы показываем и доказываем детям зависимость характера наших отношений от полученных ими отметок, то что же детям делать? Они же понимают, что полностью зависят от нас, и не хотят жить без нас, они привязаны к нам, любят нас, и потому у них не остается другого пути, как стремиться к отметкам, чтобы угодить нам»… [1, с. 187].

Учитель уточняет, что эти размышления были написаны почти 40 лет назад, но они не только не устарели в ХХI в., но получили дальнейшее развитие, и читает фрагменты статьи белорусского учителя начальных классов:

«Спросим любого первоклассника, как он хочет учиться – с отметками или без них? Можно не сомневаться – все хотят отметок! Дети в силу возраста не догадываются, что отметки – это не только сладкие и вкусные десятки, но и горькие двойки. И если бы изначально мы именно так и спрашивали: «Хочешь ли ты получать плохие отметки?», то вряд ли бы услышали положительный ответ. Дети ждут именно хороших отметок, а не просто отметок.

«Ну и замечательно, – говорят взрослые, – значит, будут стараться, станут добросовестно заниматься». И на первый взгляд кажется, что всё правильно, ведь одна из функций отметки – стимулирующая. Только мы не учитываем специфику возраста. За долгие годы работы в начальной школе я не встречала ни одного ученика, который, получив «нехорошую цифру», сознательно и самостоятельно стремился бы ее исправить. Ребенок мог расплакаться, огорчиться, разозлиться или впасть в апатию, то есть отреагировать эмоционально, но не конструктивно, деятельно, так, как мы себе это представляем (взять учебник и начать зубрить).

Поэтому двойка стимулирует не самого ученика, а его родителей, которые в лучшем случае начинают дополнительно заниматься, чтобы ликвидировать пробелы, а в худшем берутся за ремень. Потому что очень часто взрослые школьные отметки воспринимают как свои собственные, как некий внешний показатель личной успешности и состоятельности, и ощущают себя не как родители двоечника, а как родители-двоечники. И ребенку, который посмел их «опозорить», мало не покажется.

«Ведь чего там сложного в начальной школе? – думают родители. – Что там делать? Это он специально, назло нам учиться не хочет!».

А теперь представим аналогичную ситуацию: маму или папу отругал начальник, вполне справедливо объявил выговор и лишил премии (тоже ведь бывает, не так ли?), а потом дома с ними «за это» не разговаривают, не позволяют смотреть телевизор, ходить в гости и т.п.

Однажды в моей педагогической практике был случай на замене, когда девочка, получив тетрадь после контрольной, упала на колени и зарыдала: «Не ставьте в дневник, меня папка убьет!» Когда я рассказываю эту историю учителям, то все единодушно становятся на сторону ребенка и предлагают разные «решения» проблемы: «Надо было дать ей возможность переписать!», «Нужно поставить отметку выше!», «Не ставить вообще, даже в журнал!» и т. д.

Но тогда получается, что тем, кого дома не бьют, двойки ставить можно? Или, может, на всякий случай всем будем только «отлично» ставить? Но такая «доброта» в подобных ситуациях приводит к девальвации самой отметочной системы.

К счастью, такие крайние случаи довольно редкие. А массово мы сталкиваемся с другим: когда нашему ученику с первых дней внушается мысль, что 2 – это плохо, а 10 – хорошо, то потом практически ежедневно мы наблюдаем подсказки и списывание, выпрашивание отметок и исправления в дневнике, то есть всевозможные способы получения заветной цифры. И наоборот: как только объявляешь, что за данную работу отметка выставляться не будет, тут же можно услышать недовольный гул: «А чего тогда напрягаться?».

Поставив во главу угла воспитательно-стимулирующую функцию отметки, мы часто забываем о ее прямом назначении – констатирующей роли. Грамотное отношение к отметкам должно быть как к линейке или градуснику: измерение «температуры» успеваемости, чтобы в случае необходимости назначить соответствующее «лечение». Но это можно сделать только тогда, когда «пациент» спокойно и нормально относится к данной процедуре, не сбивает температуру и не прячет градусник из страха, что его потом будут ругать или наказывать…

Перед учителем начальных классов, несмотря на множество критериев оценивания, постоянно встает проблема, что нужно оценивать: прилежание и трудолюбие или результат? Если старательность – то многие наши отличники, которые схватывают на лету, – из троек никогда будут вылезать; если достигнутый уровень – то ребята, испытывающие трудности в обучении, быстро поймут, что учи – не учи, а выше головы не прыгнешь… И поэтому объективные критерии превращаются в субъективные, и удельный вес Петиной отметки совсем не такой, как у Васи. А так как ни один, ни другой по причине малолетства причинно-следственную связь установить не могут, то думают, что все дело в отношении учителя, который их «любит» или «не любит».

Мы начинаем спорить и доказывать, что выставляем отметки объективно, по заслугам, но при этом точно так же, как родители, где-то в глубине считаем, что все дети способны хорошо учиться, причем по всем предметам, и все дело только в том, что они «не стараются». Но ведь это не так! И вместо того, чтобы помочь каждому определить свои склонности и способности и затем их целенаправленно развивать, мы начинаем дополнительно заниматься с Пушкиным математикой, а с Эйнштейном – грамматикой. Но тот же Эйнштейн писал, что если рыбу оценивать по способности летать, то она будет вечной неудачницей. К счастью, рыба живет по принципу природосообразности и от двойки за полеты не страдает в отличие от нашего школьника. (Однажды я увидела плачущего ученика, который пояснил, что рыдает из-за того, что никак не научится определять падежи. Я спросила, а почему он не расстраивается, что не умеет проходить сквозь стены или не знает марсианского языка? Мальчик был настолько обескуражен этими вопросами, что слезы высохли мгновенно.) Но тут прячется еще один подводный камень: если бы рыбе пришлось сдавать экзамен по теории летного дела, то при хорошей памяти она могла бы получить баллы выше, чем голуби с орлами! И опять-таки, что оценивается: формальные знания, которые в информационную эпоху держать в голове совсем необязательно, или практические навыки и компетенции, высокий уровень овладения которыми зависит не только от усидчивости?

Сторонники отметочного обучения нередко выдвигают такой аргумент, что отметка у ученика – это все равно что зарплата у взрослого. И снова мы лукавим, забывая, что зарплату мы получаем за то, что УМЕЕМ делать, а школьнику отметка ставится за НЕУМЕНИЯ. Музыкант-виртуоз может не уметь водить машину, краснодеревщик не обязательно владеет программированием, но в расчетном листе, в отличие от дневника, подобные «средние баллы» не отражаются!

На минутку представим, что учителю начисляют премии за то, что он знает (методику преподавания, возрастную психологию, организацию внеклассной деятельности и т. д.), и тут же выписывают штрафы за то, чем он не владеет (логистикой, нефтедобычей, юриспруденцией, пилотированием и пр.). И что дальше: учителя побегут скорей учиться или станут возмущаться, зачем им это нужно?

Тогда, может, обратиться к другому опыту? Вспомнить, с каким азартом, с каким восторгом наши дети любят осваивать что-то новое и потом демонстрировать свои успехи? «Посмотрите, как я катаюсь (ныряю, вышиваю, танцую и т. д.)!». Им не нужны никакие отметки, радость от ощущения «я могу, у меня получается!» гораздо сильнее (особенно, когда есть кому показать свои достижения). Может быть, та школа радости, которую придумал Шалва Амонашвили, и возможна только в условиях безотметочного обучения, а в погоне за отметками мы теряем естественную познавательную потребность?»… [3].

Рекомендуется завершить данный этап снова обращением к педагогическому наследию В.А. Сухомлинского: «Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками: этот психоз рождается в семье и захватывает, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют с него только «5», в крайнем случае мирятся с «4», и несчастный школьник, получая «3», чувствует себя чуть ли не преступником» [5, с. 45].

В зависимости от заинтересованности родителей учитель читает предложенные тексты полностью или частично, после чего предлагает родителям высказать свое мнение, с какими прозвучавшими доводами они согласны, а с чем – нет и почему.

Планируемые результаты данного этапа: родители приходят к выводу, что стимулирующая функция отметки – это распространенный миф, который нередко приводит к негативным последствиям для ребенка.

 

  1. Моделирование педагогических ситуаций.

Учитель высказывает предположение, что можно изменять не только систему оценивания, но и отношение к отметкам, прежде всего со стороны родителей.

Учитель предлагает ситуации, которые родители обсуждают в группах и для каждой по возможности предлагают два варианта решения:

  • авторитарный, разрушающий отношения с ребенком, выступающий против него;
  • гуманный, объединяющий семью, позволяющий и ребенку, и взрослым становится лучше.

Примеры ситуаций (количество и содержание – по выбору учителя, также могут быть предложены ситуации из собственного опыта или из опыта участников собрания):

  • Ребенок пришел домой и сказал, что его не вызывали. Потом оказалось, что он получил двойку и соврал. Как быть?
  • Ребенок учится на 5-6 баллов, но родители считают, что он может учиться гораздо лучше. Что им делать?
  • Ребенок по математике успевает отлично, а с языками – проблемы. Возможные действия родителей?
  • Ребенок выполняет домашние задания очень небрежно, учится из-под палки, на плохие отметки не реагирует, но при этом все свободное время уделяет лепке, и у него это очень хорошо получается. Как быть?
  • Ребенок получил 10, но потом оказалось, что на контрольной ему «помог» сосед. Что будете делать?
  • Родители за хорошие отметки ребенку дают небольшую сумму денег, за плохие – забирают. Спрогнозируйте последствия таких «рыночных» отношений.
  • Домашние задания делаем вместе с ребенком. Дома все отвечает без запинки, а из школы приносит плохие отметки. Почему так происходит и что с этим делать?
  • Родители ребенка за плохие отметки не наказывают, даже не ругают. Но он все равно прячет дневник, вырывает листы из тетради и т.д. В чем причина и что с этим делать? [4]

Планируемые результаты данного этапа: родители приходят к выводу, что кроме привычно осуждающего и карающего поведения взрослых возможны реакции сопереживания и поддержки, но им надо учиться.

 

  1. Интерактивное задание «Советы родителям школьника».

Учитель заранее готовит «шкатулку советов», в которой находятся карточки с правилами отметочной безопасности (по количеству участников собрания; карточки могут быть перевернуты или сложены, чтобы обеспечить случайность выбора).

Родители случайным образом достают карточки и комментируют эти правила, применительно к своей семье и к собственному ребенку.

Возможные советы (учитель может дополнить перечень своими рекомендациями из опыта работы):

  • Не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и семерка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок ждет от родителей не упреков, а спокойной помощи.
  • Выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.
  • Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в наших глазах хорошим. Если таким быть не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
  • Отметка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского мальчика или девочки.
  • Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку отметки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь сами разобраться в ситуации.
  • Не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что бы было похвалить.
  • Ребенок должен быть не объектом, а соучастником отметки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения.
  • Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.
  • Выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребенка нет и иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
  • Когда берете в руки тетрадь ребенка с плохой отметкой, используйте технологию активной оценки: сначала найдите и покажите, что получилось хорошо; потом посмотрите, в чем были ошибки и определите возможную их причину. После этого совместно обсудите, над чем конкретно нужно поработать, чтобы в следующий раз такой ошибки не было.
  • Представьте себе, что ребенок принес из леса корзину грибов, среди которых оказались ядовитые. Даже если вы поругаете и накажете ребенка, он не поймет, чем они отличаются, если его этому не научить.
  • Если ребенок долго трудился, но результат его труда не высок, то объясните ему, что важен не высокий результат, а каждодневный, упорный труд для достижения цели: «В следующий раз получится!».
  • Каждый раз, когда вам хочется поругать ребёнка за плохую отметку или за плохо сделанную работу, улыбнитесь и подумайте, а захочет ли ваш ребенок через много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
  • Постарайтесь убедить ребенка, что цените его независимо от его школьных успехов. Объясните ему, что нельзя допустить, чтобы отметка полностью определяла его настроение, состояние и представление о самом себе.
  • Чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным, помогайте ему, но не ради отметок, а ради новых знаний и интересов.
  • Отмечайте отметки только как способ измерения тех знаний и навыков, что он приобрел. Отмечайте ошибки, которые ребенок уже исправил.
  • В ваших отношениях школа – это проверка на то, смогут ли родители защитить своего ребенка или нет. Ребенок-школьник должен понимать, что у него есть дом, где его всегда поймут и не дадут в обиду. Он всегда должен чувствовать, что вы с ним с одной стороны, а на другой – его отметки, ошибки, страхи. Школа – это серьезное испытание, которое родители и дети должны пройти вместе.
  • Если у ребенка есть к чему-то склонности, приучайте к тому, что всё равно нужно постоянно трудиться. Даже сплошные десятки по предмету – это не повод расслабиться. Ставьте цели, которые не зависят от отметок.
  • Вспомните, чему вы давно хотели научиться: выучить язык, вязать, водить автомобиль или печь пирожки? Начните этим заниматься сами, и вы очень скоро убедитесь, как непросто приобрести новое умение.
  • В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть! [2; 8; 10; 11].

Планируемые результаты данного этапа: родители понимают, что существуют конкретные правила, выполнение которых способствует безболезненному восприятию отметки младшими школьниками.

 

  1. Подведение итогов собрания.

Учитель напоминает цель собрания и предлагает родителям оценить, насколько она оказалась достигнутой.

Затем участники собрания по желанию высказывают свои впечатления. Учитель может предложить на выбор начало предложения. Например: «Самым главным для меня сегодня было…», «Теперь я понял, что…», «Я по-прежнему считаю, что…», «Открытием для меня стало…», «Я согласен (не согласен) с тем, что…».

В конце собрания учитель без комментариев демонстрирует цитату известного советского и российского психолога В.Л. Леви: «Не позволь отметке сожрать душу твоего малыша (даже если этот малыш уже выше тебя ростом) – всегда будь на стороне детства, на солнечной!» [7, с. 211].

Планируемые результаты данного этапа: родители принимают, что отметка не должна разрушать ни психику ребенка, ни отношения с ним.

Целесообразно после собрания разместить в родительском чате полный список правил в виде памятки «Как относиться к отметкам ребенка» и список рекомендуемой литературы по данной теме.

 

Список использованных источников

  1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. – М. : Просвещение, 1983. – 208 с.
  2. Башкирова, Н. Современный ребенок и его проблемы / Н. Башкирова. – СПб. : наука и техника, 2007. – С. 157 – 158.
  3. Гiн, С. I. Адзнакi ў пачатковай школе: за i супраць / С. I. Гiн // Настаўнiцкая газета. – 2014. – 4 верасня.
  4. Зданкевич, И.П. Отметки в третьем классе / И.П. Зданкевич // Диалог. – 2015. – № 2. – С. 7 – 10.
  5. Иванюшина, С.А. Отметки: позитив и стимул / С.А. Иванюшина // Минская школа. – 2018. – № 1. – С 44 – 48.
  6. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь

«Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» - Минск, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/wp-content/uploads/2014/normpravo/normy_ocenki_obscheobrazovatelnye/bezotmetochnoe_obuchenie.DOC. – Дата доступа: 17.04.2022.

  1. Леви, В. Как воспитывать родителей, или новый нестандартный ребенок / В. Леви. – М. : Торобоан, 2002. – 416 с.
  2. Максимов, А. Как не стать врагом своему ребенку. Книга для детей и родителей, которые хотят быть вместе / А. Максимов. – СПб. : Питер, 2016. – С. 128 – 133.
  3. Основы педагогики / под общ. ред. А.И Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.
  4. Первые уроки школьной отметки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/roditelskoe_sobranie_pervye_uroki_shkolnoi_otmetki. – Дата доступа: 18.04.2022.
  5. Первые школьные отметки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://videouroki.net/razrabotki/pervye-shkolnye-otmetki-prezentatsiya.html. – Дата доступа: 18.04.2022.

  1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета, 1992. – 288 с.

[1] Диалог-спор – это технология обучения, в которой каждый участник учебного процесса сталкивается с иной, отличной от своей, точкой зрения. Эта ситуация требует поиска особенно убедительных аргументов в подкрепление своей позиции. Такой подход к осмыслению объекта познания помогает разносторонне осмыслить его, а необходимость понять иную точку зрения требует либо обогащения, либо пересмотра своей позиции [9, с. 330]