РУС БЕЛ ENG

Консультация для родителей «Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста»

Консультация для родителей «Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста»

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания школьника в семье.

Игра ребёнка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребёнка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребёнка со взрослыми, переносятся им в игру.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребёнка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье ребенок имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых.

В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребёнка. Непонимание родителями нравственного смысла детской игры, незнание методов руководства ею для формирования тех или иных нравственных качеств часто делают этот процесс стихийным. Игру чаще всего используют с целью занять ребёнка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учёта возраста ребёнка, чтением книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.

Не всегда представляют родители правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок.

Не понимая педагогического значения детской игры, родители не учитывают, что в игре дети по-своему осмысливают взаимоотношения взрослых, знания, приобретаемый опыт поведения. Если старшие члены семьи не помогают детям использовать этот опыт, то в игру переносятся лишь наиболее яркие моменты семейной жизни. Многие родители стремятся постоянно пополнить игровое хозяйство ребёнка, показывают игровые действия с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Они не осознают, что ребёнку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют. Взрослые, вступая в игру с ребёнком, берёт на себя определённую роль и выполняет правила, предписанные ею, но одновременно он незаметно руководит игрой. Стать партнёром в игре – значит занять положение сотрудничества, взаимопонимания, соблюдать равенство отношений. Этим игровое общение отличается от повседневного, при котором родители выступают наставниками. В игровом общении недопустима назидательность, иначе игра теряет свою привлекательность, воспитательную ценность, а иногда и вовсе распадается, вызывая обиды младших. Родителям необходимо знать, что совместные игры обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи, эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более глубоко понимать ребёнка, целенаправленно осуществлять его развитие.

Воспитание трудолюбия – сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.          С поступлением в школу ребенка надо учить самообслуживанию, а не освобождать от него: требовать от ребенка уборки своей постели, приучать следить за порядком на рабочем столе, в портфеле, убирать и чистить свои вещи.        В труде, даже в простом домашнем, у ребенка развиваются многие ценные качества, которые будут нужны ему в учебе и в жизни. Это и точность движений, и аккуратность, и исполнительность, и самостоятельность, и многое другое. А главное – это сознание своей силы, чувство удовлетворения, радость труда.

      Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно.

       Имеют ли ваши дети какие-нибудь поручения в семье? Ведь посильная работа в семье всегда найдется для них: сходить в магазин за хлебом и молоком, подмести в комнатах, вымыть посуду, держать в порядке свой уголок.        Детям нужно знать, что трудиться нелегко, что папа и мама устают на работе, поэтому результаты труда людей надо беречь. Желательно, чтобы дети знали, где и кем работают их родители, какую пользу приносит их труд. Важно, чтобы все разговоры в семье о работе родителей, о делах других людей были проникнуты уважением к труду, чувством гордости трудящегося человека.          Одним из главных условий, обеспечивающих успешную подготовку детей к труду, является постоянный интерес самих родителей к школьным делам ребенка, к его участию в домашней работе и самообслуживанию.        Родители могут поправить ребенка, оказать ему нужную помощь, осудить за плохое качество работы, подбодрить при неудачах или одобрить при первом успехе. Особенно большое воспитательное значение имеет одобрение и поощрение хороших начинаний детей, их полезных дел. Младшие школьники очень нуждаются в постоянной дружеской поддержке со стороны взрослых.          Еще в дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда, правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей старшего возраста. Дело доходило до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в портфель школьные принадлежности и т. д. сами того не понимая, родители закладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм.

         Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, надо понять главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.         Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

Приучая детей к выполнению трудовых поручений по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под палки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило – нельзя наказывать ребенка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд - это наказание.         У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних обязанностей.                 Родителям на заметку:

 

  • Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему.
  • Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.
  • Не забывайте хвалить за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной ребенком работы, не спешите высказать ему свое недовольство. Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.
  • Старайтесь быть последовательными в своих требованиях.
  • Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполняйте это поручение вместе.
  • Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.
  • Учите ребенка уважать труд людей, бережно относится к результатам их труда. Рассказывайте детям о своей работе, о работе своих близких, друзей.
  • Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам ему будет нечем заплатить, например, за мытье посуды.