РУС БЕЛ ENG

Консультация для родителей «О родительском авторитете»

Консультация для родителей «О родительском авторитете»

 

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.

Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочен общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей. Но если они ведут праздный образ жизни, не хотят трудиться на производстве, им чужды высокие идеалы, семья замкнута в своем узком мирке или каждый ее член живет своей жизнью, в такой семье царит черствый эгоизм. Воспитание в ней серьезно осложнено.

Стиль внутрисемейных отношений каждая молодая семья вырабатывает непросто. Совместная жизнь молодых супругов в первые годы приводит порой к столкновению индивидуальных представлений, сформированных каждым супругом в родительской семье, о цели семьи, распределении семейных обязанностей и т.д. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации и др. Таким образом, молодая семья фактически создает свою культуру отношений, воспитания, общения.

Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко не все. Педагог объясняет родителям, как создается авторитет, какова его основа; молодые родители должны осознать, что свои отношения можно координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать у ребенка уважение к каждому из родителей.

К сожалению, родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают жены. Они уверены, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. Психологи обнаруживают, что в семейной этике такое положение приводит к противоположному: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, самолюбие, вызывает обиду, напряженность в отношениях, ведет к эмоциональным срывам, конфликтам. Между супругами накапливаются отрицательные чувства друг к другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт, подрывается авторитет. Так возникает отчуждение, которое иногда приводит к распаду семьи.

Авторитет родителей держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения.

Воспитатели используют любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи.

Авторитет не дается от природы. Смысл авторитета заключается в том, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые детскими глазами, и не требует никаких доказательств. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это на самом деле не очень трудно. Но, к сожалению, в последнее время, часто встречаются родители, которые организуют свой авторитет на ложных основаниях. Существует несколько видов ложного авторитета. Дадим краткую характеристику таким авторитетам.

Авторитет дружбы. Мать и дочь, отец и сын не только могут быть, но и должны быть друзьями. Но все, же родители остаются старшими членами коллектива, а дети воспитанниками. В том случае, когда дружба достигает крайних пределов, воспитание родителей прекращается. Дети становятся «воспитателями» и начинают воспитывать родителей.

Авторитет любви. Это самый неуемный авторитет. Детское послушание организуется через детскую любовь, но оно не вызывается излияниями и поцелуями, а лишь добротой, мягкостью и уступчивостью родителей. Мама и папа позволяют ребенку все, выступают в роли доброго ангела. Родители боятся конфликтов, предпочитают семейный мир и тишину. Но в действительности, дети в таких семьях начинают просо напросто командовать родителями.

Авторитет педантизма. При таком виде авторитета родители выступают как бюрократы. Они больше внимания обращают на ребенка, работают с ним, они уверены, что их слово – святыня и дети должны с трепетом выслушивать их. Родители ничего не замечают вокруг себя, кроме своего бюрократического начальствования. Жизнь детей в таких семьях не замечают, она как бы проходит незаметно, мимо родителей.

Авторитет подавления. Таким видом авторитета больше всего страдают отцы. Если в семье отец всегда громко кричит, раздражается по каждому пустяку, при каждом случае хватается за ремень, за каждый проступок или вину ребенка обязательно наказывает, то это и есть авторитет подавления. Это самый страшный для ребенка вид авторитета.

Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид авторитета. Послушание детей просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, говорят, если будешь слушаться, то куплю тебе новую игру или еще что либо, а может быть пойдем куда – нибудь.

Авторитет расстояния. При таком виде авторитета дети больше времени проводят с дедушками и бабушками или домработницей, в детском учреждении, чем с родителями. Они считают: чтобы дети слушались нужно меньше с ними разговаривать, находиться от них на расстоянии. Такие родители лишь изредка выступают в роли начальства. А воспитание сводится к покупке той или иной вещи, сладости. Такой вид авторитета не принесет никакой пользы.

Авторитет резонерства. В этом случае родители просто заедают ребенка своими бесконечными нравоучениями, назиданиями, поучениями. Они забывают, что ребенок – не взрослый и имеет право на свою жизнь, которую надо уважать. Ребенок меньше всего хочет заниматься рассуждениями, он живет более эмоционально. Никакого авторитета родителей в резонерстве дети не видят.

Авторитет чванства. Некоторые родители считают себя самыми важными, заслуженными, самыми – самыми и начинают демонстрировать свою важность на каждом шагу, в том числе и своим детям. В результате дети тоже начинают чваниться: мой папа – начальник, мой папа самый выдающийся директор и т. д. Такое чванство встречается и среди мам: у меня самое лучшее платье, я была за границей. Основанием для чванства у детей становится: дорогая игрушка, телефон, поездка на курорт и т. п.

Часто бывает, родители и не думают ни о каком авторитете, живут, как придется, как-нибудь воспитывают детей. Сегодня у них одно правило в воспитании, а завтра другое – настроение же изменилось!

Бывает и так, что у каждого родителя свое видение авторитета. А бывает, что ни папа, ни мама вообще не обращают внимания на ребенка и заботятся только о себе, о своем спокойствии.

 

Что же является главным основанием авторитета родителей? В чем должен состоять настоящий родительский авторитет?

Только и жизнь, и работа родителей, и их поведение! Родители всегда должны интересоваться жизнью детей, знать, что с ними происходит. Авторитет знания закономерно приведет к авторитету помощи. Ведь в жизни каждого ребенка много случаев, когда он нуждается в совете и помощи, когда не знает, как поступить. Ребенок может не попросить помощи, потому что не знает как это сделать. Вы сами должны прийти к нему на помощь. Помощь родителей не должна быть навязчивой, надоедливой, утомительной. А в некоторых случаях родителям необходимо дать право ребенку самому выбраться из затруднительной ситуации.

Важной линией родительского авторитета является - линия ответственности. Ребенок должен знать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми. А в некоторых случаях требования родителей к детям должны быть выражены в самой строгой форме, не допускающей возражений.

Задача построения родительского авторитета в семье — задача вполне решаемая. Родители должны правильно выбрать приоритеты и помнить, что плоды авторитарности в семье только поначалу кажутся сладкими, на самом деле их горечь проявится и отразится на родителях, которые выбрали авторитарность как способ общения со своими детьми в угоду своим жизненным установкам. Родительский авторитет — это яркий свет, который в любой жизненный ситуации будет освещать детям путь к своей семье, дому.

 

 

Памятка для родителей «Авторитет – основа воспитания»

 

 

  • Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

 

  • Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

 

  • Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

 

  • Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

 

  • Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

 

  • Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение ребенка к полезным увлечениям отца и матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

 

  • Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

 

  • Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

 

  • С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца и матери ребенок тонко чувствует.